Версия для слабовидящих

  • Я могу
  • РОССИЯ
  • Объект
  • О практической инклюзии, профессиональных секретах и неограниченных детских возможностях

О практической инклюзии, профессиональных секретах и неограниченных детских возможностях

Интервью с директором Центра № 7 Светланой Анатольевной Войтас.

Эта удивительная история произошла у меня на глазах. В очередной заезд в Центр реабилитации и образования №7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы под Истрой приехал мальчик с нарушениями опорно-двигательной системы, который ни дня в своей жизни не проводил без родителей.

Администрация Центра принимает решение отпускать ребёнка вечером домой, чтобы мальчику легче перенести разлуку с близкой и привычной атмосферой.

«Если можете, привозите его к нам на день, а вечером — домой».

Родители жили неподалеку, они решили попробовать. Через несколько дней ребенок успокоился, и утром его привез папа. Слова, которые он услышал от воспитателей, потрясли его до глубины души.

— Спасибо вам большое!

— Мне? За что?

— За то, что не опустили руки, решили попробовать.

А через три недели уже родители мальчика благодарили воспитателей Центра: ребенок влился в коллектив, завел друзей, в его развитии произошел качественный скачок.

bb g1dj14w

Спрашиваю про этот случай у директора Центра №7 Светланы Анатольевны Войтас.

— Да, это так. Мы боремся за каждого ребенка, прописываем индивидуальную программу реабилитации, которая позволит усилить успешные навыки и умения ребёнка, делаем акцент именно на позитивных моментах, которые получились.

Судьбы детей нам небезразличны. Поэтому я ориентирую коллектив: бороться за каждого! Вот, например, Ваш юный корреспондент Артемий. И я, и мои коллеги нашли время дать ему интервью, и было приятно видеть, как он раскрывается, какое удовольствие получает от процесса. Это же и есть искомая успешность.

worxcbyotks

К нашим детям применяют формулировку «ограниченных возможностей», а ведь на самом деле у них безграничные возможности. Им надо это показать. В детском возрасте самое главное — усилить ребенка психологически. Он должен видеть, что в него верят, ему уделяют внимание. И если родители поверили нам, то мы должны соответствовать, сделать все, что от нас зависит.

Особенность нашего Центра в том, что в отличие от школы, где ребенок проводит годы, мы взаимодействуем с ним короткое время. И за этот период необходимо дать ему заряд успешности, чтобы он вырос в собственных глазах.

6un majaznc

Насколько я понимаю, летом Центр больше напоминает летний лагерь, а в осенне-зимне-весенний период дети здесь учатся, как в школе. Но можно ли организовать полноценное школьное образование для почти двух сотен разновозрастных детей на срок в 24 дня?

— Очень даже можно. Единственное отличие — у нас нет домашних заданий. И нет каникул. Если заезд в каникулярное время, то мы продолжаем работать в нашем штатном режиме. Время каникул мы тоже используем для развития ребенка и формирования у него компетенций в рамках образовательной программы. Определяем каждому ребенку индивидуальный образовательный маршрут. Однажды к нам заехал ребенок, изучающий итальянский язык, и для него были организованы занятия.

cfzoxhf5nbo

Каким образом мы это делаем? Профессиональный секрет. Одно могу сказать: вот такая у нас команда. Если мы понимаем, что у ребенка имеются отставания по каким-то предметам, мы его индивидуально подтягиваем и, как правило, возвращаясь в свою школу, он чуть опережает своих одноклассников.

У нас есть возможности для индивидуальной работы педагогов с учениками. И не без гордости скажу, что мы так выстроили процесс, что к нам стремятся даже 11-тиклассники, которым ЕГЭ сдавать. Дети в нашем Центре легче усваивают материал, и родители сами хотят, чтобы подготовка к ЕГЭ проходила здесь. Мы не перегружаем формальными вещами, контрольными и тестами, а стараемся объяснять, добиваемся понимания.

Задача у нас другая: помочь ребенку усвоить материал. Каждый урок должен быть предельно интересным, чтобы ребенок, у которого занижена мотивация на обучение, вдруг увидел физику или химию с другой стороны. Понял, что без этих знаний жизни нет. Поэтому педагоги здесь тоже подобраны по-особенному.

1657603877012 2

У вас тут, наверное, на каждого ребенка по учителю?

— Всего 25 педагогов и 37 воспитателей на 140 детей. Не так уж и много, как кажется. Все учителя — многозадачники, то есть каждый владеет не только академическим предметом по основной учебной дисциплине: например, учитель русского языка ведёт ещё дополнительные занятия по ораторскому мастерству, учитель информатики ведёт занятия по шахматам.

Педагоги совершенствуют свои знания в области инновационных технологий.

Подробнее о педагогах Центра №7 читайте в нашей статье.

Такое впечатление, что я попал в образцово-показательное государственное бюджетное общеобразовательное учрежение! У вас так, как должно быть у всех…

— Нет пределов совершенству. Работать есть над чем, поверьте! Вы видите картинку, мы знаем реалии.

sb8mgpap5zi

Неправда, неправда. Картинка у вас с реалиями не расходится. Могу засвидетельствовать, что увидел у вас ту самую инклюзию, которую давно провозгласили, но далеко не идеально внедрили.

— Чтобы реалии не расходились с картинкой, приходится много учиться, идти всегда вперёд, быть внимательными. Это и есть наша основная задача.

Каждый новый заезд начинается с того, что воспитатели проводят серьёзную работу по формированию детского коллектива, по созданию психологического климата. В этом помогает ещё один ресурс: социально-игровой проект «Республика 7», где у каждого своя важная роль, которая ведёт всех к одной общей. Нам очень важно прочитать эмоции детей. Ведь у них все чувства обнажены.

1657603877032 2

Очень важно, чтобы у ребят была единая цель. Для нового заезда мы продумываем отдельный тематический план. Например, вот только что у меня закончилось совещание с креативной группой, на котором мы обсуждали тематику июльской смены. Тема «Киномания». Ребята будут снимать ролики по заданным сюжетам, а в конце их ждет церемония награждения. Каждый «город» будет снимать собственный фильм, и в работу будут вовлечены абсолютно все дети. Задача педагога найти каждому ребенку свою ключевую роль в проекте, исходя из его возможностей. Если он не может танцевать, то может быть осветителем или звукорежиссером и т.п. Таким образом, ребёнок чувствует себя значимым в проекте.

И что получается в результате? Мне вспоминается одна девочка с нарушением опорно-двигательной системы, которая вышла читать стихотворение, но из-за волнения растерялась. И тут ее стал поддерживать ее «город»: «Вика! Вика!» Потом присоединились другие. Мы, педагоги, стояли и едва сдерживали слезы.

Сопереживание, сопричастность — как же это важно! Мы стараемся ничего не пропускать, тщательно анализируем каждую ситуацию, подключая специалистов разных служб: психологов, дефектологов, педагогов дополнительного образования.

photo 2022 06 21 18 40 29

Откуда же вы набираете таких замечательных сотрудников?

— Здесь общий настрой, такое единое дыхание. Все друг за друга. Нельзя подвести коллег, не оправдать доверие. У Центра уже есть определенная репутация, имидж, и сразу видно, кто ему не соответствует.

Вот, говорят, директор! А что я одна могу? Важно понимать, что в твоем коллективе каждый на вес золота. Одно звено из цепи вынь, вся цепочка порвется. У нас нет неравнодушных людей. Мы все вместе, и поэтому даем такой результат. Как отметила на юбилейном празднике (нам в этом году исполнилось 15 лет!) одна гостья, главное слово, которое нас характеризует, это «синхронность». Синхронно с воспитателем думает горничная, которая накрывает столы, она никогда не позволит себе грубость в отношении воспитанника или взрослого: только уважительное, позитивное мышление, которое позволяет сохранить ту уникальную атмосферу гармонии, творчества и успеха в нашем Центре.

Поздравление от Е.П 2

Ваш бы опыт, да по всей стране…

— Было время, когда я сама набирала детей на заезд, уговаривала родителей: «Отпустите, не пожалеете!» А сейчас попасть к нам хотят очень многие. Более 1600 человек в год проходят курс реабилитации и образования в ЦРО 7. Запрос на такие учреждения вырос по всей России. Мы с удовольствием будем делиться опытом с коллегами, чтобы эта успешная модель Центра работала и в других учреждениях.

Так ведь люди же нужны, люди! Схема без них не заработает.

— Много людей неравнодушных, задача их отыскать и привлечь. Разглядеть на этапе собеседования «своего человека», поверьте, их достаточное количество, увлечённых, позитивных, думающих. Сегодня я вижу рядом с собой сильных и профессионально компетентных сотрудников.

9nrhuw vqg0

Светлана Анатольевна, последний вопрос. Вы часто упоминаете родителей в качестве своих союзников. Но иногда бывают ведь и авторитарные родители, которые поневоле становятся причиной неуверенности и скованности ребёнка? Приходилось ли Вам с таким сталкиваться?

— Это очень сложный вопрос. Бывает и так, что вначале родители относятся к нам с опаской, недоверием. И с этим работаем.

Мне говорят: «Вот у вас здесь такая сказка, а через 24 дня ребенок вернется в неблагоприятную семью».

Я отвечаю так: «Ребенок у нас видит не сказку, а другие отношения между взрослыми и детьми. Это из памяти его уже никуда не уйдет. И может стать базисом для переоценки ценностей».

С каждой семьёй выстраиваем индивидуальные взаимоотношения. Мы всегда стараемся с родителями порассуждать на тему что хорошо, а что плохо.

mv0b1pmrftk

Светлана Анатольевна, позвольте Вас поблагодарить за неравнодушие и светлый взгляд. Уверен, что многие дети получают здесь много знаний, опыта, эмоций, у них просыпается чувство гордости за свои достижения и желание двигаться по намеченному пути.

Да, вот ещё один момент? Каждый заезд заканчивается масштабным, зрелищным событием, где участвуют все до единого дети: мюзикл, фестиваль, парад. Их готовят всего лишь за три недели? Такое возможно?

— Вы даже не представляете, на что способны наши дети…

 

Подробнее о педагогах Центра №7 читайте в нашей статье «Специалисты и преподаватели Центра №7».


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932