Версия для слабовидящих
Получив приглашение на участие в III Всероссийском молодежном образовательном форуме «Стремление», который проходил в Оренбурге, журнал «Я – МОГУ!» не мог не воспользоваться случаем заглянуть в федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Мы договорились о встрече с директором колледжа-интерната Ольгой Викторовной Некс и расспросили ее о работе колледжа-интерната, студентах и планах.
Уникальность нашего колледжа-интерната в том, что под каждую нозологию созданы специальные условия обучения и организуются мероприятия социальной реабилитации и абилитации, а также медицинского сопровождения. А еще мы единственные, кто реализует специальность «Юриспруденция»
Уникальность нашего колледжа-интерната, как и других образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (всего таких 11 в 10 регионах страны), заключается в том, что под каждую нозологию созданы специальные условия обучения и организуются мероприятия социальной реабилитации и абилитации, а также медицинского сопровождения. А еще мы единственные, кто реализует специальность «Юриспруденцияреализует специальность «Юриспруденция». Раньше эта специальность называлась «Право и организация социального обеспечения» с присвоением квалификации «юрист». С этого года стандарт поменялся – и специальность стала называться просто «Юриспруденция». Срок обучения 2 года 10 месяцев, но содержание не изменилось, уклон идет в сторону юриспруденции в области социальной защиты населения.
Практику наши студенты проходят в учреждениях соцзащиты населения города Оренбурга и Оренбургской области. Нашими партнерами выступают Министерство социального развития Оренбургской области, Управление по социальной политике администрации города Оренбурга, Центр социальной поддержки населения города Оренбурга и Оренбургской области, Отделение Социального фонда России по Оренбургской области и негосударственные пенсионные фонды. С этого учебного года к числу баз практики добавилось Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области. Это наше направление очень востребовано, на него идут, как правило, ребята лучше подготовленные, целенаправленно выбирая эту специальность. Среди абитуриентов есть такие, кто, приходя к нам, не сразу готовы определиться со специальностью, на которую они хотели бы поступить. И члены приемной комиссии дают им свои рекомендации, исходя из совместного обсуждения учебного плана.
По каждой реализуемой нами профессии у нас сложилась постоянная база работодателей, с которыми установлены договорные отношения о производственной практике
Это процесс не очень управляемый. Мы выпускаем каждый год определенное количество специалистов, а вот потребности производства в рабочей силе возникают более стихийно, непредсказуемо. Общие тенденции понятны: есть более востребованные профессии, есть менее популярные, но гарантировать трудоустройство сейчас нереально. К тому же многие студенты, порядка, наверное, 40%, задумываются над тем, чтобы продолжить образование в учебном заведении следующего уровня. Это в первую очередь Российский государственный университет социальных технологий (бывший Московский государственный гуманитарно-экономический университет, переименован в феврале 2024 года. – Прим. ред.), с которым Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации подписало соглашение о сотрудничестве. Поэтому много наших ребят там обучается. Поступают также и в наши оренбургские вузы: Оренбургский аграрный университет, Оренбургский государственный университет.
Иногда бывает так, что ребята, получившие у нас одну специальность, продолжают образование по другой специальности. Не вижу в этом ничего плохого, это только говорит о качестве полученных у нас знаний и расширяет возможности в дальнейшем трудоустройстве. Тех же ребят, кто после колледжа идет работать, мы стараемся не бросать на произвол судьбы. Через некоторое время обзваниваем всех, собираем информацию об их статусе: кто-то уже нашел работу, кто-то стал самозанятым (таких немало), кто-то по состоянию здоровья не может пока работать (таких единицы), а кто-то, чего греха таить, просто не заинтересован, не хочет трудиться. И вот из этой базы нетрудоустроенных мы удовлетворяем запросы, с которыми к нам регулярно обращаются работодатели. С этой целью в колледже-интернате свою деятельность осуществляет Центр содействия трудоустройству выпускников, который сотрудничает с Центром занятости населения города Оренбурга и Оренбургского района. Ежегодно в период с 2019-го по 2024 год показатель трудоустройства и занятости выпускников по колледжу-интернату составлял 68–75%.
Конечно, такие тоже бывают. Работа службы психолого-педагогического и социального сопровождения направлена в первую очередь на данную категорию обучающихся из «группы риска». Педагоги-психологи выстраивают с ними индивидуальную работу. Мы стараемся вовлекать их в коллективно-творческую, спортивную, волонтерскую и иную общественно-полезную деятельность. Большую роль в этом играет работа классных руководителей. Одновременно с этим преподаватели на своих занятиях выстраивают индивидуальную траекторию обучения, пробуждая интерес к учебе, тем самым помогают преодолеть трудности в получении профессионального образования.
В качестве примера могу привести одну девочку по имени Карина, которая ну никак не хотела учиться. А способности у нее были большие, мы, педагоги, это хорошо видели. На первом курсе она просто саботировала учебу, на втором – училась еле-еле и только на третий год увлеклась той специальностью, которую осваивала. После выпуска я очень рекомендовала ей продолжить учебу в Москве, даже помогла купить билет до столицы, хотя была почти уверена, что на вокзал она не придет. Но нет. Поехала, выбрала другую профессию, поступила на психологический факультет, а в прошлом году, когда я приезжала в Москву на «ИнваПрофи» и встречалась с нашими выпускниками, она прямо до слез благодарила меня за то, что ее не бросили и заставили взяться за ум. Она закончила бакалавриат, поступила в магистратуру, параллельно нашла работу.
Надо вводить еще одно направление обучения – «программирование, цифровые и информационные технологии». Это веление времени, очень востребованные специальности