Версия для слабовидящих


Эмоции, движение, интеллект

Для нас, родителей особых детей, очень остро стоит проблема нехватки в стране реабилитационных центров. Их мало, а детей много. Да и найти именно тот, который подходит именно твоему ребенку, непросто.

К рекламе большинство из нас относится с недоверием, поэтому чаще всего срабатывает «сарафанное радио». Именно так пару лет назад я вышла на центр «Нейросфера». Одна знакомая рассказала, другая подтвердила, и только тогда я решилась позвонить. Меня с сыном пригласили на диагностику. После собеседования мы приступили к занятиям.

Центр, не побоюсь этого слова, уникальный. Здесь с детьми работают специалисты не только физической реабилитации, но и ментальной, что, поверьте мне как маме школьника, не менее важно.

Журнал «Я — МОГУ!» решил встретиться с руководителем центра «Нейросфера» Елизаветой Юрьевной Гришенковой.

detskij tsentr 9109 2

Как и кем был создан этот Детский центр развития и социализации?

До существования Детского центра «Нейросфера» Фонд поддержки образования «Ноосфера» несколько лет подряд проводил благотворительные «цирковые занятия» в коррекционных школах Москвы. С ребятами занимались приглашенные профессиональные цирковые артисты из Центра Славы Полунина. Идея проведения таких занятий возникла у директора Фонда Софьи Владимировны Арзуманян. Видя, какую положительную динамику приносят цирковые занятия и получая положительные отзывы от родителей, меценат Елена Николаевна Батурина распорядилась создать центр и разработать комплексную программу помощи детям с особенностями развития.

Так, более 10 лет назад на Зоологической улице, 22 появился Детский центр развития и социализации «Нейросфера», в котором на благотворительной основе оказывается помощь детям с особенностями развития.

detskij tsentr 9177 2

В чем суть вашего метода реабилитации?

В Москве мало организаций, занимающихся комплексным реабилитационным подходом. Мы же работаем сразу в нескольких сферах. Это эмоции, движение и интеллект. В целом у нас свой подход, который может показаться необычным. В основе каждого занятия лежит игра с элементами творчества.

Новые эмоции нам помогает принять и прожить арт-терапевт Елена Олеговна Круглова. На таких занятиях дети через изобразительное искусство учатся лучше понимать себя, проявлять свои эмоции. В процессе развития эмоционального интеллекта мы используем музыкальные занятия, на которых ребята поют, играют на музыкальных инструментах вместе с преподавателем Варварой Дмитриевной Верещагиной.

На всех творческих занятиях мы помогаем нашим детям принять и прожить эмоции осознанно. Перед нами стоит задача трансформировать все негативные переживания в положительные. Даем возможность раскрепоститься, открыться, научиться понимать свои желания.

detskij tsentr 9232 2

Вот, например, движение. Движение — это жизнь. У нас физические активности проходят в виде цирковых уроков и занятий по адаптивной физкультуре. Детям нужна физическая нагрузка. Они зачастую приходят к нам ослабленными. Мы стараемся задействовать кольца, шведские стенки, спортивные скамьи, фитболы, вибрирующие мячи, суджоки, тактильные коврики и сенсорные дорожки, тоннели — в такой форме, чтобы детям было весело и интересно. Эти занятия дарят новые эмоции.

А дальше — развитие интеллекта. И тут в дело вступают клинические психологи, которые занимаются развитием высших психических функций. Основа процесса — нейропсихологическая коррекция. Она делится на два направления: двигательная и когнитивная.

Двигательная нейрокоррекция (нейропсихологическая коррекция) — это комплекс специальных психотерапевтических (телесно-ориентированных) и нейропсихологических методик, которые направлены на коррекцию различных нарушений в развитии ребенка с целью восстановления у него нормальной мозговой деятельности.

detskij_tsentr_-9334_2.jpg Учим ощущать свое тело в пространстве, учим чувствовать разные предметы. Например, это деревянное, это мягкое, а это резиновый мячик. Есть у нас деревянные балансировочные доски. На такую доску нужно встать, а она качается! Ты должен удержать равновесие. Кому-то это покажется ерундой, но только не нашим подопечным. Дети вначале привыкают к тому, что она деревянная, что она не скользит, не является опасной, и только потом встают и пытаются удержать равновесие. Научившись балансировать, они приступают к выполнению различных упражнений с мячами. Простое задание, а как развивает мозг!

Когнитивная коррекция в нашем Центре проходит по уникальной методике «Отважный Дракоша». Это пособие разработано Фондом «Ноосфера» при поддержке специалистов нашего Детского центра. Каждый ребенок получает книгу и яркую увлекательную раскраску для выполнения заданий с нейропсихологом и дома вместе с родителями. Визуально яркое и привлекательное пособие разработано таким образом, чтобы ребенок полностью погрузился в мир сказки и незаметно для себя выполнил задания, которые направлены на развитие мышления, логики, мелкой моторики, пространственной ориентации и других высших психических функций головного мозга.

detskij tsentr 9351 2

Кто занимается с ребятами, какие специалисты?

У нас работают клинические психологи, нейропсихологи, психологи–арт-терапевты, профессиональные артисты цирка, специалист по адаптированной физической культуре, музыкальный педагог и кинезиолог.

Как вы подбираете людей в свою команду?

Ох, это сложный процесс. Находим их везде: через знакомых, через агентства, по рекомендациям. Отбираем тех, кто умеет работать именно в коррекционной педагогике. Опыт должен быть именно в этой сфере. Нам важен не только профессиональный уровень и квалификация специалистов, но и атмосфера в Центре. Мы видим в команде нашего Центра только специалистов, которых объединяют общие взгляды на коррекционный процесс. Это люди, которые умеют слышать друг друга, поддерживать и помогать. Люди, чутко относящиеся ко всем участникам процесса, а главное — к детям.

detskij tsentr 9704 2

На меня и сына произвел большое впечатление молодой человек, который на занятиях показывал фокусы, чудеса с летающим шариком, и дети принимали в этом участие!

Я знаю, о ком вы говорите. Это Дмитрий Олегович Василенко. У него своя труппа, с которой он выступает по всей России, он профессиональный артист. Дмитрий Олегович проводит занятия по циркотерапии в нашем Центре с самого его открытия. Он прошел специализированное обучение для работы в коррекционных учреждениях. И уже много лет посвящает себя работе с особенными детьми.

Как к вам попадают дети? Я знаю, что вы принимаете не всех. Какие есть ограничения?

Возраст — строго от 7 до 11 лет. Двенадцатилетних уже не берем, так как им нужен другой коррекционный подход. Комплексные групповые занятия не для них. Со старшими ведется индивидуальная работа нейропсихолога, которая также возможна в нашем Центре, но уже на платной основе.

Если ребенок подходит по возрасту, мы высылаем родителям на почту пакет обязательных документов для заполнения. Анализы (МРТ, УЗДГ), направления, заключения специалистов, школьные рекомендации. Задаем ряд вопросов. Один из основных: может ли ребенок работать в группе? Потом на консилиуме принимаем решение пригласить на диагностику самого ребенка. Нейропсихолог определяет пораженные области мозга и подбирает детей со схожими проблемами. Группы формируются по близости диагнозов. В группе обычно пять человек. Только после диагностики, изучения всех документов мы принимаем решение. Отказать мы можем по медицинским показаниям или если ребенок категорически не может заниматься в группах. Тогда рекомендуем индивидуальные уроки.

detskij tsentr 9769 2

У вас реабилитация ребенка длится 3 месяца! В Москве такого больше нигде нет.

Минимальный коррекционный процесс, который дает результаты — это действительно 3 месяца. Расписание составляется именно на такой срок, и занятия проходят 3 раза в неделю. У нас много специалистов, детям отдыхать будет некогда. У нас даже есть кинезиолог. Это человек, занимающийся мышечным тестированием мануально. Он определяет, какие звенья мышц у ребенка западают, где проблемы. Он либо восстанавливает, либо дает рекомендации родителям.

Самое главное, после окончания нашей программы мы снова диагностируем детей, чтобы проследить динамику.

«Совсем недавно один папа благодарил нас: его ребенок в 9 лет никак не мог научиться читать, но через 1,5 месяца занятий у нас, научился!»

Обычно родители, приведя своих детей, сидят и ждут их по несколько часов. И одна из особенностей вашего Центра — вы и родителям не даете скучать.

Каждую пятницу по 2 часа родители занимаются групповой арт-терапией. Есть и мастер-классы цирковых специалистов, нейропсихологи подключаются с рекомендациями. Ведь работа с родителями — это очень важная составляющая всего процесса реабилитации. Нельзя работать с ребенком, исключая его родителей, ведь они вместе почти весь день. И это общение тоже должно работать на конечную цель. Когда задействованы родители, когда они понимают, что нужно делать, как общаться со своим чадом, отдача от реабилитации намного выше!

detskij tsentr 9566 2

Кроме того, мы проводим годовые и тематические праздники: День толерантности, Новый год. Например, на 8 Марта мы устраивали игру «Угадай мелодию». Соревновались две команды — взрослых и детей. На выпускной мы всегда проводим праздник с вручением дипломов, концертом.

Мы становимся таким мостиком не только между ребенком и обществом, но иногда и между ребенком и родителем. Зачастую родители находятся в состоянии некоего дисбаланса, непонимания, как с таким ребенком жить, как учить, как с ним выходить на улицу, как ездить в транспорте, как общаться без стресса и паники. Наш клинический психолог находится в Центре 5 дней в неделю и консультирует родителей. Его задача как раз сблизить родителя со своим ребенком.

Говорят, вы детей своих не бросаете после окончания курса.

Все родители наших детей могут рассчитывать на нашу помощь и поддержку в любой момент. Мы можем оказывать консультативные услуги и указывать вектор направления развития в долгосрочной перспективе. А также мы даем возможность нашим клиентам прийти на повторный коррекционный курс, если в этом есть необходимость.

«Каждый ребенок, посещавший наш Центр, остается в нашей большой и дружной семье навсегда»

Как ваш Центр пережил пандемию?

Спокойно. В социальных сетях выкладывали задания, тесты. Проводили вебинары, занятия для ребят, конкурсы. Благодаря этому даже открыли новое направление. Теперь наши специалисты бесплатно проводят онлайн-консультирование по всей России.

Елизавета Юрьевна, а как вы сами пришли в эту сферу?

По призванию души. Я уже 18 лет работаю в этом направлении. Владею несколькими специальностями — я педагог по фортепиано, психолог и арт-терапевт. Начинала я в детском саду с музыкальных занятий, и ко мне подходили родители с непростыми детками и просили позаниматься с ними. Это был мой первый опыт. Потом я получила диплом психолога. В Израиле прошла подготовку на коррекционного педагога, что помогло мне после декрета вернуться в профессию. Сейчас я совмещаю учебу на нейропсихолога и работу здесь.

detskij tsentr 9086 2

Вы помните своего первого ученика?

Конечно. Это была девочка. Я приходила к ней домой заниматься музыкой. Она все время пряталась в темном шкафу, как будто ее нет. Но я не отчаивалась и продолжала занятия как ни в чем не бывало. И как я была рада, когда в очередной раз она мне сама открыла дверь! Такое не забывается!

В чем видите успех вашего Центра?

Успех, на мой взгляд, это когда видишь, что наша программа действительно работает и дает хорошую динамику, новый старт для ребят; когда родители улыбаются и пишут слова благодарности, а потом стремятся попасть к нам повторно; когда специалисты приходят не за 5 минут до начала занятий, а за 40 и коллективно обсуждают, какие сложности или успехи есть у каждого ребенка из потока. Мне как руководителю важно поддерживать атмосферу крепкой любящей семьи в нашем Центре. Семьи, где помогут, поддержат, будут вместе переживать успехи и неудачи. Центр – наш большой теплый дом, куда хочется возвращаться снова. Конечно, важнейшим ключом к успеху является сильная методическая база, системный подход к развитию детей.

Мы стремимся, чтобы каждый ребенок получал удовольствие от визита к нам, а в это время мы держим руку на пульсе, стараемся воздействовать на него всесторонне и не терять ни минуты.

«Потенциал развития есть у каждого ребенка. Надо только дать ему шанс. Нужен подход, время и терпение — тогда все получится!»

Центр благодарит мецената Елену Николаевну Батурину.

 

Вы можете узнать подробнее о преподавателях центра, прочитав нашу статью «Специалисты центра “Нейросфера”».


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932