Версия для слабовидящих


Территория инклюзии: Музей русского импрессионизма

В Москве с каждым годом становится все больше интересных культурных мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

Одно из них – Музей русского импрессионизма. Именно в его стенах можно не только любоваться шедеврами мирового искусства, но еще и «пощупать» их, буквально дотронуться до каждой ягодки на натюрморте, а еще – подсветить специальным фонарем понравившийся пейзаж или через лупу рассмотреть мазки художника. Даже вдохнуть аромат полевых цветов на опушке леса. И все это доступно каждому посетителю музея. О том, как создавался музей и почему там не боятся людей с особыми потребностями, мы побеседовали с PR-менеджером музея Татьяной Святохиной и специалистом просветительского отдела Константином Цаликовым.

vystavka gruppa 13 v pereulkakh epokhi 37

Музей русского импрессионизма – современный музей классического искусства, открытый в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». В постоянной экспозиции – картины Валентина Серова, Константина Коровина и других русских художников, работавших в импрессионистической манере, а на временных выставках посетители могут подробнее ознакомиться с искусством конца XIX – первой трети XX века. Экспозиции доступны для всех: взрослых и маленьких, для родителей с детскими колясками, а также для особых гостей – передвигающихся на колясках, незрячих и слабовидящих. В музее создана безбарьерная среда, экспонаты сопровождают тактильные станции, проводится обширная просветительская программа. Незрячие и слабовидящие посетители могут заранее заказать бесплатную экскурсию с тифлокомментариями, глухие – присоединиться к экскурсии на русском жестовом языке, а для людей с ментальными особенностями подготовлены специальные занятия.

inklyuzivnye programmy muzeya russkogo impressionizma gosti na p17883

У вас изначально были условия для малоподвижных посетителей. Почему вы приняли во внимание потребности людей с инвалидностью?

Т.С.: Реконструкцией здания музея, в котором когда-то хранили муку и сахар, занималось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. С самого начала, размышляя о том, каким должен быть современный музей, мы ориентировались на ведущие мировые практики. В 2012 году была ратифицирована Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью, среди ключевых принципов которой – равенство возможностей и доступность. Поскольку мы задумывали музей как часть идеального городского пространства, дружелюбного и комфортного для каждого, архитектор учитывал актуальные тенденции в универсальном дизайне. Так, у каждого есть выбор: подняться к экспозиции по лестнице или воспользоваться лифтом. У нас нет порогов, зато есть широкие проходы и специально оборудованная туалетная комната, уютное кафе, сувенирный магазин, детская студия и несколько зон отдыха.

inklyuzivnye programmy muzeya russkogo impressionizma taktilnye p75490

К выставкам нестандартный подход: запахи, лупы, картину можно «потрогать». Кто и как планирует экспозиции?

Т.С.: Музей сегодня – это не просто картины, развешанные на стенах. Это пространство для собственных размышлений и теплых дружеских встреч, творчества и отдыха, которого порой так не хватает жителям мегаполиса. Нам важно, чтобы каждому посетителю, независимо от уровня подготовки, было интересно путешествовать по нашим современным залам.

В подготовке выставок участвует вся команда музея: куратор придумывает идею и подбирает экспонаты, которые наиболее полно ее раскроют. Есть координатор, он воплощает в жизнь все задумки куратора. К работе подключается и команда просветительского отдела: вместе с искусствоведами они отбирают картины для тактильных станций. Такие станции состоят из объемной копии картины и дополнительного элемента, дающего представление о фактуре живописи или изображенных предметов. С их помощью незрячие и слабовидящие посетители могут ознакомиться с экспонатами.

inklyuzivnye programmy muzeya russkogo impressionizma zanyatiya p65661

Стоит отметить, что «прикоснуться» к таким копиям любят многие. Иногда в соцсетях пользователи пишут, что до посещения музея они не знали о таких возможностях для незрячих людей. В 2024 году макеты для всех проектов будут изготовлены при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» – партнера инклюзивной программы музея. По окончании проекта станции с объемным макетом и ароматом станут частью постоянных экспозиций региональных музеев.

Мы одними из первых стали делать ароматы по мотивам картин. Это еще одна возможность изучить произведение искусства: обратить внимание на детали и нюансы, сравнить свои впечатления с интерпретацией парфюмера. Впервые такой подход был применен на выставке «Жены» в 2018 году. За это время мы успели посотрудничать с основателем бренда NŌSE perfumes Тимуром Солодовым и даже воссоздать духи Анны Ахматовой; ольфакторное сопровождение к двум проектам делали незрячие парфюмеры Pure Sense (российская парфюмерная марка, выпускающая ароматы-состояния. – Прим. ред.). Ароматы для текущей выставки «Группа «13». В переулках эпохи» подготовила интердисциплинарная художница Анна Кабирова, которая развивает направление ольфакторного искусства в России.

vystavka gruppa 13 v pereulkakh epokhi 22

Расскажите про специальные программы для детей с ментальными особенностями.

К.Ц.: К каждой выставке мы разрабатываем инклюзивную программу для людей с ментальными особенностями. Опираясь на исследования и личный опыт, мы нашли оптимальный план занятий: приветствие и знакомство, экскурсия и мастер-класс. Однако каждая программа – это уникальный маршрут, который знакомит с новыми художниками, картинами и техниками. Все этапы взаимосвязаны и помогают педагогу познакомиться с группой, а участникам – почувствовать себя комфортно и безопасно в новом пространстве. Так, во время знакомства можно оценить вербальность участников, их готовность к диалогу. Экскурсия на доступном языке лишена менторского тона и больше походит на дружескую беседу, где каждый участник равноценен и важен. Обычно встречи заканчиваются всеобщим обсуждением.

Занятия в музее помогают ребятам с ментальными особенностями лучше взаимодействовать со сверстниками, а творческий мастер-класс укрепляет уверенность в себе за счет реализации запрограммированной ситуации успеха, поэтому так важно адаптировать программу под каждую группу. Знакомство с различными художественными материалами также помогает ребенку развивать моторику, дает большую гибкость в незнакомых ситуациях за счет игрового характера творчества.

vystavka gruppa 13 v pereulkakh epokhi 35

Если можно, расскажите немного о ближайших выставках…

Т.С.: До 2 июня 2024 года в музее открыта выставка «Группа «13». В переулках эпохи» о раннесоветских интеллектуалах и эстетах. Участники группы «13» стремились запечатлеть на рисунках динамичную жизнь 1930-х годов: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Живая повседневность на их работах пронизана отсылками к творчеству старых европейских мастеров и французских постимпрессионистов, которыми вдохновлялись советские мастера.

Летний проект будет посвящен первому дореволюционному глянцу, «журналу красивой жизни» – «Столица и усадьба».

Завершит год выставка работ «Нового общества художников» (объединение живописцев, архитекторов и скульпторов (1903–1917), созданное в Петербурге по инициативе художника Д.Н. Кардовского выпускниками Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств и других творческих вузов. – Прим. ред.).

 

Текст: Карина Аравянц


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932