Версия для слабовидящих
В экспозиции выставки о первом отечественном «глянце» – журнале «Столица и усадьба», выходившем в Петербурге с 1913 по 1917 год и адресованном аристократической и светской публике, были опубликованные либо описанные в издании произведения. Проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций: более 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний от Калининграда до Томска.
С момента своего открытия музей занимается созданием доступной среды для всех групп посетителей. В частности, на каждой выставке некоторые работы в основной экспозиции и на временных выставках дополняются тактильными станциями. Каждая такая станция состоит из нескольких частей: макета картины, аромата и дополнительного элемента. По словам директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой, тактильную станцию можно сделать далеко не для каждой картины. «Сюжет полотна должен рассказывать историю, которая будет понятна зрителю независимо от его возраста. Поэтому специалисты просветительского отдела музея отбирают работы вместе со скульптором. После этого мастер изготавливает копию картины из специального скульптурного силикона, – поясняет она. – На наш взгляд, тактильные станции играют очень важную роль в восприятии картин, они помогают смотреть выставку незрячим, нравятся детям и посетителям с ментальными особенностями. Объемные макеты картин сопровождаются ароматами по мотивам произведений от ольфакторной (от лат. olfactorius – благовонный, обонятельный. – Прим. ред.) художницы Анны Кабировой, а по окончании проекта тактильные станции станут частью постоянных экспозиций музеев Астрахани, Архангельска, Владимира и Санкт-Петербурга».
Также в рамках выставки была подготовлена специальная инклюзивная программа для взрослых и детей – например, занятие-путешествие для детей с особенностями интеллектуального и эмоционального развития «Тайны маленького сада». На экскурсии посетители отправлялись в «путешествие» по усадебным садам, вместе размышляя, кого художник может встретить на тенистых дорожках и что его вдохновляет на творчество. В конце занятия юные художники рисовали свой маленький сад с помощью природных материалов. А для взрослых посетителей с особенностями интеллектуального и эмоционального развития на экскурсии и коллажном мастер-классе «От портрета до балета» гости, например, узнавали, о чем писали в журналах более 100 лет назад, на мастер-классе – о чем мог бы рассказывать журнал сегодня. Художница-коллажистка, участница коллективных выставочных проектов, автор и ведущая инклюзивных коллажных мастерских Валерия Дмитриева помогала создавать обложку журнала с помощью ножниц, клея, бумаги и ярких вырезок. На тифлоэкскурсии по выставке «Журнал красивой жизни» гид рассказывал об истории работ в экспозиции, а впечатления дополняли ароматы к некоторым полотнам и тактильные модели картин.
Не менее познавательна была экскурсия на русском жестовом языке, которую проводила глухой экскурсовод Анна Дегтярева, участница объединения «Жест в музее». Она рассказывала о первом отечественном глянцевом издании «Столица и усадьба» и опубликованных в нем картинах.
Куратор выставки Ольга Юркина рассказала, что в состав экспозиции вошли произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала, что позволяет посмотреть на русское искусство через призму вкусов и предпочтений элиты начала XX века. «Надо сказать, что тему мы придумали случайно, но она нас так вдохновила, что за самые короткие сроки, а на всю подготовку ушло чуть более полугода, мы в четыре руки ее осуществили. По сути, журнал этот был первым отечественным «глянцем»: он рассказывал о том, как в Петербурге и в загородных поместьях живут и развлекаются «сливки общества». Эта жизнь была богата светскими праздниками и развлечениями, балами и выставками. С разворотов издания смотрели политики и спортсмены, предприниматели и аристократы, утонченные дебютантки и их статусные поклонники и даже породистые домашние любимцы. Мы проделали практически детективную работу по поиску уцелевших оригиналов журнала и по изучению его пожелтевших страниц. Так, в оформлении выставки использованы фрагменты статей, яркие заголовки, архивные фото и рекламные объявления из журнала. А за основу взяты картины, репродукции которых украшали страницы тех лет: живописные и графические работы Исаака Бродского, Николая Фешина, Александра Маковского, Анны Остроумовой-Лебедевой и других мастеров. Выставка поделена на зоны согласно рубрикам, существовавшим в журнале: «В русском стиле», «В зрительной зале», «О том, о сем», «Старый Петербург», «Усадьба в прошлом и настоящем».
«Когда журнал стал издаваться, все модные барышни буквально выстроились в очередь: все мечтали, чтобы на страницах оказались их фотографии или живописные портреты, – рассказывает Ольга. – Главному редактору даже приходилось ставить строгие рамки: писали только о тех дамах, которые вносили свой вклад в жизнь общества. В первую очередь приветствовались благотворительницы. На лучшей мелованной бумаге размещались репродукции картин как известных художников-классиков, так и молодых современных художников того времени. И сегодня, рассматривая портреты светских красавиц, можно с интересом понаблюдать, как менялись вкусы и тренды, ведь за каждым портретом – бурная судьба целого поколения.
Так, одной из первых мы видим работу Виктора Штембера «Парадный портрет баронессы Дарьи Гревениц». Она же Дарья Лейхтенбергская де Богарне, она же княгиня Кочубей, а в конце жизни Дора Лейхтенберг – сотрудник Государственной публичной библиотеки (ГПБ) в Ленинграде. Имея в анамнезе настоящую «голубую кровь» и прадедушку Николая I, Дарья была очень темпераментной женщиной и, оставив первого мужа – известного помещика, она отправляется в Париж, поступает в Сорбонну и выходит замуж за барона. Наступает Первая мировая война, она разводится с мужем и с присущей ей энергией участвует в помощи русским войскам. В 1917-м она сначала эмигрирует в Баварию, получает там гражданство, но через год тоска по родине заставляет ее вернуться в разрушенный и голодный Петербург. Здесь она снова выходит замуж и благодаря Максиму Горькому получает «тихую» должность заведующей библиотеки. Все идет гладко до первых «чисток». И если первую волну она пережила, то в 1937-м ее вместе с мужем, «резидентом германской разведки», приговорили к расстрелу. Так печально завершилась жизнь известной светской красавицы.
А вот портрет Маргариты Гинцбург, написанный художником Николаем Беккером в 1915-м, – уже другая история. Молодая жена известного торговца-промышленника, сделавшего состояние на коммерческой торговле, – это уже не аристократия по крови, а «аристократия денег». Как бы мы сказали сегодня, «новая русская». Заказ известному портретисту был сделан с целью повесить картину «дорого-богато: в полный рост и в жемчугах» в парадную, на зависть подружкам и соседям. Но хвастаться оставалось недолго. На дворе уже маячил 1917 год.
Еще одна «новая аристократка» – Людмила Павловна Бараш-Месаксуди. Ее портрет Николай Богданов-Бельский написал тоже накануне революции, в 1916 году. Окончившая Императорское балетное училище балерина танцевала в Мариинском театре до того, как удачно вышла замуж за богатого коммерсанта, став частью нового высшего света: класса буржуазии. Среди работ выделяется еще и «обаяние порока»: портрет Зинаиды Семеновны Штильман. Исаак Бродский изобразил ее в весьма игривой позе: обнаженной в шубе. Дама обладала неоднозначной репутацией и неординарной внешностью. Вопреки невысокому росту, тучности и родимому пятну во всю щеку она пять раз выходила замуж, за ней буквально выстраивались мужчины и ухаживал великий князь Дмитрий Павлович[1]. Однажды ее приятельница, Лиля Брик, поинтересовалась у Штильман, правда ли, что та живет с мужчинами за деньги. На что «светская львица» ответила с искренним удивлением: а что, Лиля Юрьевна, разве даром лучше?»
[1] Дмитрий Павлович (в эмиграции использовавший фамилию Романов) – сын великого князя Павла Александровича, внук Александра II, двоюродный брат императора Николая II и принца Филиппа, герцога Эдинбургского.
К выставке приурочен спецпроект на 3-м этаже музея: здесь слово предоставляется художникам XXI века, готовым порассуждать о том, какие формы в современном искусстве принимает тема «красивой жизни». Модные образы и светские ритуалы, шик и блеск повседневности нашли отражение в работах Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Ольги Тобрелутс, Владислава Мамышева-Монро и др. Есть здесь и своя «фишечка»: «Воздух красивой жизни» – ольфакторное произведение, спрятанное под стеклянной колбой. Каждый день этот аромат будет новым – актуальным той минуте, когда его вдохнет зритель.
Записаться на инклюзивные экскурсии можно по почте