Версия для слабовидящих

СЕРГЕЙ ПЕКАРСКИЙ «Особенный» артист нового театра

В конце апреля в Московском Губернском театре состоялась необычная премьера – созданный по рассказу Юрия Казакова инклюзивный спектакль «Голубое и зеленое» в постановке режиссера Ксении Кошкиной, совместный проект театра и Центра «Инклюзион» при участии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Спектакль родился из открытой инклюзивной лаборатории «Внимание. Театр»: и режиссер, и актеры были выбраны на основании опен-колла.

В спектакле заняты актеры труппы Губернского театра и актеры с особенностями здоровья Центра «Инклюзион» и других инклюзивных проектов. С одним из подопечных центра – Сергеем Пекарским, сыгравшим Машиниста, пообщалась корреспондент журнала «Я – МОГУ!».

Думал, что буду «кабинетным работником»

«Мне в жизни очень крупно повезло, – признается Сергей. – Я случайно попал в театр и сегодня имею возможность говорить о себе как об актере. А было время, когда я был уверен, что буду «кабинетным работником», то есть сидеть перед компьютером. В 2012 году я окончил технологический колледж №21 по специальности «полиграфист». Но по профессии не работал. Уже на втором курсе мой однокурсник привел меня в «Театр Простодушных». Это благотворительный творческий проект, где артисты – люди с синдромом Дауна и ментальными проблемами. Я пришел сначала как зритель, а вскоре так заинтересовался, что в итоге принял участие в постановке «Женитьба». В тот момент я понял, как может «затянуть» сцена, что вот оно – мое призвание! Наш театр неоднократно становился победителем различных конкурсов, мы выступали на многих сценах, а однажды мне даже посчастливилось поучаствовать в международном проекте – съездить на гастроли с «Театром Простодушных» в Дрезден.

 

«Помню, как нас из зала поздравил сам Сергей Безруков. Он посмотрел открытый показ и сказал: «Нормально! Успешный спектакль. Берем!»

В 2015 году я узнал об интересном проекте – Центре «Инклюзион», развивающем «особый» театр в России, и решил стать его студентом. А год назад наш преподаватель актерского мастерства рассказала о совместном с Губернским театром проекте «Внимание. Театр» и предложила нам пройти кастинг в спектакле «Голубое и зеленое». Я сразу согласился, отправил резюме, портфолио – и вскоре лично познакомился с Ксенией, с ребятами, и у нас начались репетиции. В самом начале они были ежедневные, по 4–5 часов. Сейчас, даже после запуска спектакля, тоже плотный график. Конечно, было волнительно и ответственно: ведь чтобы попасть в репертуар Губернского театра, нам надо было «побороться». В октябре 2023 года состоялась творческая лаборатория, в ходе которой три режиссера и три команды актеров представили три эскиза. Мы стали лучшими! Помню, как нас из зала поздравил сам Сергей Безруков. Он посмотрел открытый показ, принял спектакль и сказал: «Нормально! Успешный спектакль. Берем!» И уже 25 апреля постановку увидели первые зрители».

Машинист «переводит стрелки»

Сергей рассказал, что от театра до дома ему добираться всего минут 20, поэтому он приходит на репетиции одним из первых. «Я очень тщательно подхожу к своей роли, хотя она и небольшая. Мне очень нравится импровизировать, каждый раз выдавая что-то новое, чтобы подчеркнуть индивидуальность моего персонажа. На первых репетициях мы долго проговаривали характеры наших героев, их типаж, подбирали костюмы – у меня там яркая зеленая рубашка и бежевые брюки, плащ в тон. В принципе, я так повседневно одеваюсь. Мой Машинист, с одной стороны, человек серьезный, а с другой – смешной. Он постоянно «переводит стрелки» с тревоги и страха за будущее на светлые и веселые майские дни. Вообще эта постановка – романтическая история о первой любви молодого парня Алеши и девушки Лили. Здесь и тихие московские дворики, и прогулки под луной…

Репетировать было непросто, но очень интересно. Впервые выходя на сцену, я, конечно, волновался. Отметил про себя, что полный зал, пресса. Первые сцены выдал «на автомате», а потом все пошло как надо.

К каждому из нас у режиссера был индивидуальный подход. В силу особенностей здоровья, у меня – эпилепсия, мне вреден яркий свет, и поэтому в спектакле Ксения попросила сделать его немного приглушенным и спокойным. Мы даже где-то использовали мою проблему для развития персонажа. Например, в сцене «кино» мой герой спит и не смотрит на экран (на яркий свет прожектора). И пока спутница Машиниста восторженно рассказывает ему, что происходит в фильме, он громко похрапывает, что всегда вызывает смех у зрителей. Слов у меня там не так много, так что запомнить все было легко. Главная сложность была в общей постановке актеров. Среди нас есть девушка на инвалидной коляске, слепоглухие актеры. Им сложнее.

Сергей добавляет, что перед выбором «куда и с кем дальше идти по жизни» он сталкивался неоднократно. И выбрав для себя сцену, театр – не ошибся. «Я уже сообщил всем своим друзьям, что можно приходить на мои спектакли. Списываюсь по интернету с людьми по всему миру, за меня многие рады. Моя мама – человек верующий, далекий от театра, она служит в церкви и поэтому к моему решению – из полиграфистов стать актером – отнеслась нейтрально. Ну и гонорары – хорошая прибавка к общему бюджету. Сейчас все свое время я стараюсь посвящать театру. Хожу на репетиции и готовлюсь к новому выходу на сцену.

«Главная сложность была в общей постановке актеров, среди нас есть девушка на инвалидной коляске, слепоглухие актеры. Им сложнее»

«Наш спектакль вообще не столько про любовь к мужчине или женщине, он про любовь к жизни, про любовь как движущую силу, которая заставляет нас жить. Если мы любим – мы живем!»

Про любовь к жизни

«Актеры с особенностями развития могут невероятно органично и гармонично взаимодействовать с драматическими актерами, – комментирует режиссер спектакля Ксения Кошкина. – В этой синергии творчества, труда и таланта и родился наш спектакль, который, я уверена, затронет струны души самых разных зрителей. Когда разрабатывались эскизы спектакля, был кастинг: кроме артистов инклюзивных, которые подавали заявки, мы выбирали и артистов из труппы театра. Мне хотелось, чтобы пары были контрастные и чтобы при этом индивидуальности были яркие. Я старалась 50 на 50 скомбинировать артистов «Инклюзиона» и артистов МГТ. В труппу Сергей вписался великолепно. Своей яркой индивидуальностью он украшает эту лирическую историю. Сергей уже участвовал во многих спектаклях, в частности я видела его работу в спектакле «Гроза. Среда обитания», и поэтому, посмотрев анкету, я его сразу выбрала. Он всегда внимательно следил за всем процессом репетиций. Бывало, что даже поправлял коллег, если им случалось забыть текст или переход сцены. Работает Сергей всегда с большим интересом и энергией, выделяясь среди других артистов. Мне нравится, как в сцене первомайских гуляний он подчеркивает свое ироничное отношение к любви главного героя. Ирония – это вообще про нашего Сергея. Во многом мы «выплетали образ» от него самого. А у меня главной задачей на репетиции было быть к Сергею внимательной и не допускать, чтобы он нервничал или переживал, потому что все это могло спровоцировать у него приступ эпилепсии. Так что приходится все время самой быть собранной и спокойной. Вообще наш спектакль не столько про любовь к мужчине или женщине, он про любовь к жизни, про любовь как движущую силу, которая заставляет нас жить. Если мы любим – мы живем!»


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932