Версия для слабовидящих
Джон Мильтон родился в декабре 1608 года в благополучной, весьма обеспеченной семье лондонского нотариуса. Беспечные детские и юношеские годы никак не предвещали будущих бурных перипетий его жизни. Получив весьма качественное домашнее образование, он поступил в престижную школу Святого Павла, считавшуюся в то время лучшей грамматической школой Англии. Окончив ее с отличием, он перешел на следующую ступень – в Колледж Христа (англ. Christ's College) Кембриджского университета. Однако Мильтон, окончив Кембридж, не спешил применять полученные знания на практике. Вместо этого он шесть лет живет в загородном имении семьи в Хортоне близ Лондона, посвятив эти годы самообразованию и самосовершенствованию. К этому времени относятся его первые, пока робкие, литературные опыты. После чего он отправляется в Гран-тур – практически обязательную для молодых дворян того времени образовательную поездку по Европе: посещает Голландию, Францию, Италию, в ходе путешествия знакомится с Галилео Галилеем, знаменитым голландским философом и поэтом Гуго де Гротом и другими видными людьми той эпохи.
Вернувшись из путешествия, Мильтон женится. И этот брак становится первым тяжелым испытанием в его до того безмятежной жизни. Как ни странно, причиной тому стала политика. Дело в том, что Джон был убежденным пуританином и республиканцем, а его супруга Мэри Пауэлл была не менее убежденной англиканкой и роялисткой. Семейная жизнь не задалась, супруги несколько раз сходятся и расходятся, доходит до того, что Мильтон пишет целый трактат «О разводе», в котором утверждает, что брак – это просто договор между мужчиной и женщиной, заключаемый добровольно и что церковь не должна иметь к нему никакого отношения, приводя в пример Библию (!), доказывая, что союз Адама и Евы был, по сути, гражданским браком. Несмотря на семейный конфликт, в несчастном браке Мильтонов рождается четверо детей: три дочери и сын.
А в это время политическая жизнь в Англии бурлит, противостояние Парламента и короля Карла I перерастает в полномасштабную гражданскую войну. Мильтон безоговорочно примыкает к революционерам, ведет агитацию, пишет многочисленные памфлеты в поддержку Английской революции. После пяти лет кровопролитной гражданской войны король пленен, причем нельзя сказать, что королевская армия разбита – уставшие сражаться без оплаты, шотландцы просто продали своего главнокомандующего короля Карла армии Парламента за 400 тысяч фунтов стерлингов.
Мильтон приветствует суд и последующую за ним казнь короля Карла Стюарта, пишет памфлеты «Иконоборец» и «Защита английского народа», в которых полностью оправдывает произошедшее. Новый правитель Англии лорд-протектор Оливер Кромвель назначает полиглота Джона (Мильтон знал более десяти (!) языков, от вымерших арамейского, древнееврейского, древнегреческого и латыни до всех современных ему основных языков Западной Европы. – Прим. ред.) на важный пост «латинского секретаря правительства», ответственного за официальную переписку с европейскими дворами (так что те письма, что в романе Дюма «Двадцать лет спустя» Мордаунт привез от Кромвеля кардиналу Мазарини, писал скорее всего именно Джон Мильтон. – Прим. ред.).
Вроде бы жизнь наладилась: Мильтон – крупный правительственный чиновник, дипломат, популярный автор. Но тут произошло непоправимое – 44-летний Мильтон одномоментно полностью ослеп. Современные медики предполагают отслоение сетчатки или глаукому. Практически одновременно умирает жена Мэри, а через месяц и единственный сын. Невзирая на эти удары судьбы, блестяще образованный, обладающий феноменальной памятью и обширными знаниями, умеющий в уме обрабатывать большие объемы информации, Мильтон продолжает исполнять обязанности государственного секретаря. Единственное, что теперь дипломатические депеши, доклады послов ему читают секретари и они же записывают сформулированные им ответы и инструкции. Распорядок его дня был очень строгим: подъем в 4:30 утра, после утреннего туалета и завтрака секретарь читал ему Библию на древнееврейском и арамейском языках (Танах), в 7:00 утра он приступал к работе.
Тем временем политическая жизнь Англии продолжает кипеть: умирает лорд-протектор Кромвель, его сын как политик оказывается несостоятелен, в стране снова начинается гражданская война. В итоге измученная, уставшая страна возвращает престол Стюартам. Реставрация монархии и воцарение на престоле Карла II Стюарта стали для Мильтона катастрофой. Жизненной, политической и финансовой.
Сразу после триумфального въезда в Лондон нового короля Мильтон арестован и брошен в Тауэр. Монарх не может простить ему участие в казни своего отца. Однако через некоторое время благодаря заступничеству влиятельных друзей и поклонников ему удалось вырваться из тюрьмы.
Слепой, с подорванным здоровьем, разоренный (его состояние конфисковано короной), как сейчас сказали бы – «политически токсичный», Мильтон оказывается практически в одиночестве, запертый в доме с третьей женой и тремя ненавидящими его дочерьми от первого брака. И, как ни странно, именно на этот печальный период приходится самый выдающийся этап его творчества.
В 1667 году он публикует 12-томную поэму «Потерянный рай». В масштабном эпическом произведении Мильтон размышляет о грехопадении человека, о борьбе добра и зла, неба и ада. Созданный им образ падшего, восставшего против бога ангела оказал огромное влияние на последовавших за ним романтиков, от Байрона до Лермонтова.
Когда подумаю, что свет погас
В моих глазах среди пути земного
И что талант, скрывающийся в нас,
Дарован мне напрасно, хоть готова
Душа служить творцу и в должный час
Отдать отчет, не утаив ни слова, –
«Как требовать труда, лишая глаз?» –
Я вопрошаю. Но в ответ сурово
Терпенье мне твердит: «Не просит бог
Людских трудов. Он властвует над всеми.
Служа ему, по тысячам дорог
Мы все спешим, влача земное бремя».
Но, может быть, не меньше служит тот
Высокой воле, что стоит и ждет.
(перевод С.Я. Маршака)
Помимо дискуссионных зон, за которые в основном отвечал Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, другие московские департаменты и ведомства имели свои консультационные площадки: здравоохранения, транспорта и развития, образования и науки, культуры, спорта, а также Федеральная налоговая служба, Фонд пенсионного и социального страхования и аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Москве. В общем, на месте каждый человек мог решить абсолютно любой вопрос, связанный со сферой поддержки инвалидов.
«Коллеги, соратники, партнеры!» – именно так обращались спикеры к собравшимся. Все были единодушны в том, что только в тесном сотрудничестве профессионального и родительского сообществ можно выстроить наиболее эффективно работающую систему социальной поддержки.
Выступая на торжественном заседании съезда, руководитель столичного Департамента труда и соцзащиты Евгений Стружак отметил: «Главный результат нашей совместной работы – команд департаментов Правительства Москвы и родительского сообщества – это то, что сегодня многие москвичи с инвалидностью учатся, работают, создают семьи и активно участвуют в жизни города. Департаменты города совместно с МГАРДИ круглосуточно находятся на связи, решая проблемы горожан».
Следом увидела свет поэма «Возвращенный рай». В четырех книгах поэмы показана борьба Христа с искушениями Сатаны. Причем примечательно, что у Мильтона Иисус не какое-то сверхъестественное существо, а идеальный человек-гражданин. В поэме выражены и идеологические убеждения самого Мильтона: Христос устанавливает «царство небесное» не на небе, а на земле. Причем если Христос выступает своеобразным революционером, то Сатана – это аллегория дворянской реакции, и во многом он наделен чертами короля Карла I.
Следом Мильтон пишет драматическую поэму на библейский сюжет «Самсон-борец». В поэме присутствуют и некоторые автобиографические мотивы, переживания Мильтона о сложных взаимоотношениях с первой женой-роялисткой. В образе Самсона аллегорически выведен сам автор – слепой гигант, побежденный и оставленный живым только из милости.
Кроме поэтических произведений Мильтон пишет исторические труды – «Историю Британии», где критически рассматривает историю острова с древних времен до нормандского покорения Англии. Среди его последних работ присутствует, как ни странно, и «Краткая история Московии», чуть ли не единственная английская книга о русской истории, написанная в XVII веке.
Сложно переоценить влияние Мильтона на мировую литературу, «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин в своей статье «О Мильтоне и Шатобриановом переводе «Потерянного рая» назвал его поэтом «изысканным и простодушным, темным, запутанным, выразительным, своенравным и смелым даже до бессмыслия».
Умер Джон Мильтон 8 ноября 1674 года, похоронен в церкви Сент-Джайлс-Криплгейт в Лондоне.
Если оставить в стороне великое поэтическое наследие Мильтона (хотя он предпочитал «белый стих» и с некоторым презрением относился к рифме), то даже его чисто политические произведения, такие как памфлет в защиту свободы слова «Ареопагитика» или политический манифест «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики», до сих пор крайне актуальны. И еще поражает его мужество и стойкость – в расцвете лет неожиданно потеряв зрение, он не был сломлен, продолжил работу и политическую карьеру; потеряв с реставрацией Стюартов всё – должность, состояние, здоровье, он создал великие произведения, обессмертившие его имя.