Версия для слабовидящих
Выставка уникальных археологических находок прошла в Красноярске
Выставка «Сны Сибири», рассказывающая о древнем и средневековом прошлом Сибири и Дальнего Востока, – первый в России проект, объединивший историю, археологию и передовые экспозиционные технологии для создания иммерсивного культурного путешествия по Сибири. Посетитель совершает увлекательное путешествие во времени и пространстве, открывая для себя сакральные символы народов, проживавших на территории Сибири в разные времена, изучая удивительные экспонаты – настоящие артефакты прошлых эпох. Организатор выставки – фонд развития науки и культуры «Таволга» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Национального проекта «Культура», а также при поддержке Правительства и министерства культуры Красноярского края и золотодобывающей компании «Полюс».
От зооморфных образов железного века до скульптур Даши
Археологические шедевры из 25 музеев разных городов страны – от Петербурга до Владивостока – выставлены на двух площадках Красноярска: в художественном музее имени В.И. Сурикова и в музейном центре «Площадь Мира». В экспозиции – копии тысячелетних каменных стрел и древние маски, композиции пермского звериного стиля и зооморфные образы железного века, а также современные скульптуры Даши Намдакова, перекликающиеся с мотивами искусства коренных народов Восточной Сибири.
По словам куратора выставки Василия Новикова, большое внимание было уделено инклюзивной составляющей – выставка полностью адаптирована для незрячих и слабослышащих гостей. В каждом разделе представлены тактильные объекты, сопровождающиеся тифлокомментариями, а информация на этикетках дублируется шрифтом Брайля. Кроме того, в рамках образовательной программы также заложена инклюзивная составляющая, в том числе экскурсии на русском жестовом языке, с тифлокомментариями и тактильными макетами. «Тактильные формы на нашей выставке – это точные копии старинных артефактов, которые посетители могут потрогать. Причем я бы их даже назвал одними из основных «игроков» экспозиции, – говорит Василий. – Ведь одно дело – просто любоваться предметами искусства и археологии, а другое – потрогать их в натуральную величину или гораздо крупнее. Мы решили поиграть и с масштабом, и цветом, и фактурой копии, так что настойчиво предлагаем остановиться у каждого предмета, прикоснуться – и «погрузиться в фантастический сон», чтобы почувствовать этот переход между человеком древнего мира и человеком настоящего. При этом тактильные модели тут не только для посетителей с проблемным зрением, а вообще для всех, для каждого. И это значительно повышает их качественное значение. Зритель не просто смотрит и трогает экспонаты, а, можно сказать, через пространство экспозиции, ее оформление – музыкальное и даже ольфакторное – находит путь к себе через эту энергию вечного творчества. Так, уже при входе из сумрака выставочных залов гостей встречают огромный медведь, суровые каменные изваяния, а над головой проносятся десятки птиц. Сопровождают это «сновидение» горловое пение и звуки шаманского бубна.
«Трогательная» Кондонская Нефертити
Кураторы выставки добавляют, что археологические находки были подобраны специально, чтобы показать гостям уровень искусства и эстетики прошлого: это предметы, передающие пластику, а также отдельные образы, которые до сих пор очень сильно влияют на современного человека. Пожалуй, выставочным «лидером», главным экспонатом, который тоже можно потрогать, является Кондонская Нефертити (антропоморфная глиняная статуэтка IV–III тыс. до н.э., артефакт археологической культуры среднего неолита – кондонской культуры. – Прим. ред.). «Я всегда говорил, что ради нее стоит проводить эту выставку, все отменить – и восхищаться ею, – добавляет Василий. – Не было видеороликов, не было телефонов, но мастер в плоскостном изображении делает великолепный застывший кадр, которым можно любоваться веками».
На второй площадке, в художественном музее имени В.И. Сурикова, акцент сделан на том, как художники переосмысляют археологию и ее знаки через расстояние в несколько тысяч лет.
Красноярск стал третьим по счету городом, куда «добралась» масштабная экспозиция. До этого погрузиться в мир прошлого могли только жители Москвы и Владивостока.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!» 6+
Сетевое издание «Я-могу!» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 02.09.2022, реестровая запись о регистрации СМИ - ЭЛ ФС 77 - 83852