Версия для слабовидящих
В программе фестиваля – проекты из разных регионов России, посвященные темам инклюзии, социального неравенства и другим проблемам современного общества. Образовательная программа прошла в формате театральной лаборатории с участием 25 режиссеров, кураторов, педагогов и организаторов социокультурных и инклюзивных проектов, а междисциплинарная объединила работы различных художников, перформеров и арт-объединений.
Впервые «Особый взгляд» открылся в 2019 году в Москве, затем он перемещался в Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург – и вот теперь вновь вернулся в столицу. По словам организаторов, главная цель проекта – «вывести под свет рампы тех, кто обычно остается невидимым не только на сцене, но и в повседневной жизни». Это семь спектаклей и пять арт-проектов, приоткрывающих тему инклюзии и жизни уязвимых групп людей. Основной площадкой и партнером фестиваля 2024 года стал Электротеатр Станиславский. Спектакли прошли также в Музее Москвы и Музее истории ГУЛАГа.
«Красной линией всех проектов, вошедших и в лонг-лист, и в основную программу, стала встреча. Это какая-то очень важная сейчас история: мы все должны встречаться, видеть друг друга, говорить друг с другом, слушать друг друга. Возможно, в этом и есть основной смысл нашей работы, – говорит куратор театральной программы Алексей Крикливый. – Мне не хотелось бы, чтобы мы понимали социальный и инклюзивный театр как что-то, к чему мы не имеем отношения, что-то, что мы «поддерживаем». Это не отдельная планета. Социальный и инклюзивный театр – это про общечеловеческие ценности, про театр, про жизнь, про выбор, про мораль и про смысл. Проекты, которые вошли в фестивальные программы, отражают только небольшую часть этой палитры. Но мы хотели представить некую модель, в которой покажем, как живут художники, актеры, с какими смыслами они сталкиваются и что их волнует».
Тема встреч и коммуникации затрагивается во многих постановках. Так, в финале перформанса «Это не я, это мое тело» (питерская команда Anybody Theater) к разговору о телесности приглашались зрители. В конце им предлагалось ответить на несколько вопросов и, по желанию, рассказать собственную историю. Постановка состояла из 7 историй – личных высказываний участниц о том, что их волнует в этой теме и что их волнует в себе. Каждый эпизод – отдельная история героини с ее взглядом на телесность.
Две работы были посвящены теме тяжелых заболеваний, например исповедь Ильдара Алекбаева о собственном ВИЧ-статусе в пластическом моноспектакле «15 172». История от первого лица рассказана откровенно, без прикрас. 15 172 – это порядковый номер, который 10 лет назад получил Ильдар в СПИД-центре, узнав о своем диагнозе. Он означает, каким по счету зараженным человеком он является в Республике Татарстан. Спектакль «Кокон» посвящен непростой медицинской теме – раковым клеткам и их мутации. Главные вопросы: какие чувства порождает болезнь внутри человеческого организма и как она влияет на него. Чувство одиночества? Обиды? Как твердое намерение человека жить связано с его выздоровлением?
В основу другого спектакля режиссера Филиппа Гуревича «Снегурочка» положена одноименная пьеса – сказка авторства А.Н. Островского. В постановке в жанре «социально-документальной «несказки» сюжет классика перемещен в стены интерната, где главная героиня – девочка с ментальными особенностями – пытается адаптироваться в современной среде.
Другой режиссер – Алексей Житковский также представил спектакль «НЕсказки», чью драматургическую основу сочинили дети из местной школы для ОВЗ. Трогательная экспериментальная постановка состоит из множества сюжетов, объединенных общей темой – детство. Здесь есть история о том, как принц отправился в поход за своей любовью, рассказ о братьях Коле и Толе, которые ищут лекарство для отца, и другие увлекательные и запоминающиеся «НЕсказки». Спектаклем открытия, который был сыгран за пределами Электротеатра (в Музее истории ГУЛАГа), стал «Свидетельствуя за свидетеля. Как пропеть пустоту». Произведение, созданное в рамках лаборатории «Собиратели опыта» совместно с центром «Инклюзион», призвано «восстановить прерванную память о событиях 1930-х – 1950-х годов» и сохранить память о репрессиях. Под звуки колыбельной номера, цифры, свидетельства, дневниковые записи сливаются в единственный мотив коллективного плача. И это именно проживание исторической травмы через опыт соприсутствия людей на сцене и в зале.
Все спектакли проходили с переводом на русский жестовый язык и тифлокомментированием. А в соцсетях организаторов можно было посмотреть трансляции, адаптированные для зрителей с нарушением слуха и зрения.
Руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева добавила, что на форум-фестиваль приезжают проекты из разных регионов страны, а его участники делятся опытом друг с другом и вдохновляют зрителей, каждый год поднимая новые социальные темы, которые волнуют общество и отзываются в каждом человеке. «Особенность фестиваля состоит в том, что в нем участвуют как профессиональные, так и частные театры, некоммерческие организации, автономные эксперты, театральные деятели, которые так или иначе могут влиять на развитие социального театра, делясь опытом, получая новые знания, участвуя в лабораториях и мастер-классах. Это делает наш фестиваль уникальной площадкой, которая дает возможность высказаться людям с разным бэкграундом и опытом».