Версия для слабовидящих


Священное служение

Константин Леонидович Кокора — священник Московской епархии. Он представляет новое поколение священнослужителей русской православной церкви, речь которых не переполнена догмами, а близка и понятна простым людям.

Он проводит службы в церкви Воздвижения Честного Креста Господня в Митино, и паства очень лестно отзывается о молодом иерее. Он также выступает постоянным экспертом в проекте «Взгляд с колокольни» для слабовидящих и слепых на инфоканале «Тифло.инфо».

Журнал «Я — МОГУ!» решил разговором с ним продолжить общение с представителями разных конфессий (в номере №2 мы дали слово раввину), чтобы выяснить их отношение к инвалидности и помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

ya mogu 7756 1

Человек, душа которого находится в нездоровом теле, склонен обвинять весь мир в своем тягостном положении. Многие не хотят примириться со своим недугом, стесняются его и потом озлобляются. Однако именно с принятия себя таким, каким ты есть, и начинается настоящая физическая и духовная реабилитация человека с ОВЗ.

Церковь может и должна поддерживать таких людей. Причем не только инвалидов, но и наркозависимых, алкоголезависимых, бездомных, просто престарелых людей. Социальное служение РПЦ сегодня — это более 4500 церковных социальных служб и инициатив в России и других странах. В России свыше 400 православных организаций, которые помогают детям и взрослым с инвалидностью. Церковь участвует в создании проектов сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью. Они есть в Пензе, в Тюменской, в Ленинградской, в Ивановской областях. Сегодня в 75 православных храмах в 48 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми. 95 приютов для бездомных. 23 автобуса милосердия. Более 500 благотворительных столовых. Масштабы работы гигантские! Причем социальное служение Церкви направлено не только на материальную сторону бытия, но в первую очередь на духовную. Какие вопросы терзают людей с ОВЗ? Почему я? Что мне дальше делать? Как жить? И тут важно напомнить им о смысле жизни, о вечных духовных ценностях, о воскрешении Христа. В рамках Церкви инвалиды — люди совершенно полноценные, ни в чем не ущемленные. Возьмите Евангелие, и вы увидите, что инвалиды чуть ли не главные действующие лица. Ведь Христа всегда теснили те, кто ждал от него чуда, исцеления, кто в чем-то нуждался. И Христос всегда помогал страждущим. Он отказывал тем, кто хотел увидеть чудо ради чуда, фарисеям, которые требовали доказательств снова и снова.

ya mogu 7858 1

Многие люди думают, что болезнь дается в наказание за грехи. Мне кажется это спорным, ведь дети, например, не могут быть в чем-то виноваты от рождения.

Да, это такое ветхозаветное понимание болезни, прямая зависимость — согрешил и получил наказание. Хотя есть болезни, которые являются следствием грехов человека. Но непростой вопрос — за что страдает человек, ребенок? Инвалиды, матери инвалидов первым делом задают его себе. И многие сейчас рассуждают, как в стародавние времена. Сложность еще в том, что Христианство отвечает, перефразируя вопрос: «Для чего тебе это дается?» То есть обращает взор человека еще глубже внутрь себя. Мы, священники, должны помочь людям в поисках высшего смысла. Надо набраться смелости обратиться к Богу с этим вопросом — и он обязательно ответит. Но вот в какой форме и когда будет дан ответ, заранее никто не скажет. Человек, обретший Бога, сам поймет это в нужное время. Как поймет и то, что в таком своем непростом состоянии он может дать миру и ближним своим значительно больше, чем раньше. Это такой парадокс. Телесные немощи могут быть обратно пропорциональны духовному здоровью. Многие святые сами болели, но исцеляли других. Преподобный Серафим Саровский, которого избили разбойники и он остался горбатым на всю жизнь, ходил с палочкой; всю жизнь тяжело болевший разными недугами Амвросий Оптинский; слепая Матрона Московская. Бывали такие случаи, как Паисий Святогорец, афонский старец, который вымаливал у Бога онкологию. Он считал, что имеет право утешать людей лишь тогда, когда сам испытает подобные муки. Есть большой смысл в мнении, что если бы у людей не было проблем, то они оставались бы беспечны. Не было бы безответной любви или необходимости жертвовать собой вплоть до морального и физического истощения.

ya mogu 7723

Мне вообще представляется, что добро и зло уравновешивают друг друга в мире.

Когда человеку плохо физически, он может несказанно преображаться. Он может открывать для себя покаяние, любовь к другим людям, прощение. Когда человек болеет, уходит фальшь, наносные, ненужные вещи, которые часто сопровождают здорового человека в его существовании. И, возможно, болезнь именно для этого и дается… здоровому-то море по колено.

Значит ли это, что церковь сосредоточивается только на духовной поддержке инвалидов?

Конечно, нет. Социальные центры не только одухотворяют, но и помогают физически. Ведь ясно, что голодному человеку, прежде чем что-то проповедовать, надо дать поесть. Просто тут следует понимать, что священник не может этим заниматься. Для такой помощи есть медсестры, социальные работники, специальный персонал, одним словом. Кроме них огромную работу выполняют простые миряне, которые откликаются на призывы помогать нуждающимся. Действуют группы инициативных прихожан, которые курируются церковью в каждом приходе. А священники занимаются своим делом, и оно, да, лежит в области духовности. Но духовное и телесное тесно переплетены. До пандемии я часто ходил в больницу Склифосовского исповедовать, причащать, соборовать и могу засвидетельствовать, что это влияло на их состояние. Если человек склонен унывать, расставаться мысленно с жизнью, то его состояние будет только ухудшаться, и наоборот, если он пытается жить и благодарит Бога за то, что может дышать, открывать глаза, двигаться, то это благотворно сказывается на его состоянии. И, кстати, бывает большое число исцелений, настоящих чудес. Сейчас просто много скептиков, которые говорят: «Ну, это не чудо, это просто стечение обстоятельств». Но для остальных это все равно остается чудом.

ya mogu 7869 1

Например? Я бы тоже не отказался поверить в исцеление.

Пожалуйста. В прошлом году у меня нашли онкологию. До этого лет восемь я ходил с этакой блямбой на плече. Она не беспокоила, я не обращал внимания. А тут как-то мне делали массаж (причем первый раз за долгое время) и случайно задели ее. Стало больно. Массажисту это дело не понравилось, он мне посоветовал сходить к врачу. Онколог с первого взгляда огорошил: у вас рак кожи. Берут биопсию, которая подтверждает: меланома. Срочно надо оперировать. Меня кладут в больницу, вырезают новообразование. Я уже мысленно готовлюсь к новой жизни: химиотерапия, парик и прочее. И вдруг… через две недели приходит гистология: доброкачественная опухоль. Звоню врачу, с которым консультировался, и она говорит: «100% онкология была». Разве это не чудо исцеления?

Интересная история. Самое главное — от первого лица. Вдохновляет.

Пути Господни неисповедимы. Далеко не всегда возможно установить причинно-следственные связи. Но это укрепляет веру. И самое главное: страдания учат и всегда в итоге направлены на благо. И Бог в христианском учении всегда направляет зло на какое-то добро. Нет непрощаемых грехов. Любой человек может покаяться и переменить свой образ жизни. В истории христианства есть много святых, которые до своей святости были далеко не самыми лучшими людьми.

 

Текст: Руслан Петров.

Фото: Александр Скворцов.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932