Версия для слабовидящих

Михаил Терентьев

Многообразие делает общество сильнее

Михаил Терентьев – паралимпийский чемпион по лыжным гонкам, чемпион мира по биатлону среди спортсменов-колясочников, многократный призер Паралимпийских игр, Чемпионатов мира и Европы, председатель Всероссийского общества инвалидов, после победы на выборах в Государственную Думы восьмого созыва, рассказывает «Я – МОГУ!» об итогах Паралимпиады в Токио и своих законодательных инициативах.

Конечно, в моей жизни паралимпийский спорт занимал и занимает большую часть времени. После травмы именно паралимпийский спорт дал новое направление моей жизни: тренер, соревнования, общение с коллегами-спортсменами из-за рубежа… Поэтому я всегда буду следить за паралимпийским спортом, всегда буду помогать паралимпийцам, спортсменам-инвалидам, которые еще не стали паралимпийцам (у нас паралимпийцами считаются именно те люди с инвалидностью, которые хотя бы один раз приняли участие именно в Паралимпийских играх). Само собой, я следил за Паралимпийскими играми в Токио. Мне очень понравилось, как в финале играла наша мужская команда по волейболу сидя. Они, конечно, уступили иранцам 3-1, но боролись! И вообще, за все Игры у иранской команды сет впервые выиграли только наши, до этого иранцы выигрывали всухую. У них есть уникальный спортсмен, который сидя, поднимая руку, достает мяч на высоте 196 см! Рост у него 220, если он встанет. Такого очень тяжело обыграть.

Я, конечно, следил за легкой атлетикой: многих спортсменов я давно знаю, пересекаюсь с ними до сих пор. Отмечу Маргариту Гончарову, которая завоевала серебряную награду на дистанции 400 метров, и Виталия Гриценко, завоевавшего бронзу на дистанции 400 метров в классе Т53 (спортсмены на колясках). Я сам гонялся на колясках, мне это близко. Самые запоминающиеся в летних видах спорта именно дистанции 100-200 метров. Когда я в Сиднее выиграл… Я считаю, выиграл, но у меня нет медали, потому что я завоевал 5 место. Была серьезная борьба в финале, где мне попалась первая дорожка, не совсем удобная. В какой-то момент соперник справа стал сдвигаться на мою линию. Если просматривать видео, кажется, что я никак на это не отреагировал, но внутренне я почувствовал, мне это помешало. Я занял пятое место и проиграл всего одну десятую секунды тому, кто получил бронзу, а соперник, который наезжал справа, занял второе место. Вот такая запоминающаяся история.

Михаил Терентьев

Я смотрел, как в голбол наши играли, и плавание, и стрельбу, и боччу … Наши игроки в боччу впервые поехали на Паралимпийские игры. Я вообще был рад за нашу команду: впервые за эти годы удалось не растерять запал и настроение. 242 спортсмена представляли сборную России на Паралимпийских играх в Токио, и мы были представлены в большем числе видов спорта, чем в Лондоне – это были последние наши Паралимпийские игры перед Токио, поскольку в Рио-де-Жанейро мы не поехали.

Эти 242 спортсмена – это верхушка айсберга паралимпийского спортивного движения, которое развивается в России в последние годы. И старт этому движению дал, конечно, Президент в 2006-м году, когда своим решением уравнял достижения паралимпийцев и олимпийцев после Игр в Турине. После этого паралимпийский спорт стал развиваться гораздо динамичнее. Благодаря одинаковому вниманию к олимпийскому и паралимпийскому спорту, заявочный комитет «Сочи2014» завоевал право на проведение Игр. Это важный этап для развития паралимпийского движения, в котором, я уверен, наша страна будет одной из ведущих держав: мы в зимних видах самые сильные, в летних играх уступаем китайским спортсменам, боремся с британцами и американцами, но эти страны уступают нам в зимних видах.

Вы активный популяризатор паралимпийского движения, считаете ли Вы, что сейчас в России у людей с инвалидностью есть возможность заниматься спортом?

Если мы сейчас ответим, что есть, то меня раскритикуют читатели, заявив, что у нас далеко не везде безбарьерная среда, не везде оказывается помощь… Кто-то будет говорить, что нет, возможностей недостаточно, но пусть они откроют репортаж с награждения в Кремле и услышат не от меня, а от тех паралимпийцев, которые высказывали свои эмоциональные суждения о том, что, благодаря развитию законодательства в сфере безбарьерной среды, реализации госпрограммы «Доступная среда», за эти годы очень многое изменилось, и у людей с инвалидностью появились реальные возможности для занятий спортом.

Да, конечно, не у всех они есть, но все всегда познается в сравнении: что было в 2006 году и что сейчас! Это просто небо и земля. Проблемы будут всегда. С этими проблемами надо работать и дальше. Надеюсь, что на всех уровнях власти будут и дальше уделять внимание развитию возможностей для самореализации человека с инвалидностью в жизни, не только в спорте. В первую очередь, это доступная среда, как основа для интеграции человека, имеющего инвалидность в общество, получения базовых услуг. Она должна быть везде по умолчанию. Это образование, это транспорт, трудоустройство, – какие-то базовые вещи. Наверное, ситуации разные бывают, но в целом у инвалидов в России стало больше возможностей, в том числе заниматься спортом.

Расскажите, пожалуйста, как Всероссийское общество инвалидов помогает в решении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья?

Всероссийское общество инвалидов было родоначальником Паралимпийского комитета. Сейчас Паралимпийский комитет стал самостоятельной структурой, но ВОИ как в 90-е годы, так и сейчас содействует развитию массового спорта среди инвалидов, поддерживает адаптивный спорт (теннис, настольный теннис, баскетбол на колясках, гонки на колясках). Мы проводим фестивали, различные мероприятия. Но чтобы все это работало, нужна основа. Основа законодательная. Доступность среды, качественные средства реабилитации, своевременная медицинская помощь, помощь людям, оказавшимся в тяжелых ситуациях, – это все работа ВОИ на самых разных уровнях. Мы взаимодействуем с органами законодательной и исполнительной власти, чтобы у людей с инвалидностью было больше возможностей для самореализации в жизни. Наши достижения – это, конечно же, изменения законодательства, совершенствование медико-социальной экспертизы, которая не только определяет группу инвалидности, но и формирует индивидуальную программу реабилитации. Это активное взаимодействие с РЖД, с Минтрансом по совершенствованию законодательства в сфере железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта. Многие вопросы пока нам не удалось решить, но они по-прежнему остаются в нашем поле зрения, а соответственно, и властей. Это доступность жилья, совершенствование законодательства в сфере занятости инвалидов – будем работать именно в таком направлении.

Вы знаете эту ситуацию не понаслышке, поскольку много лет проработали в Государственной Думе. Есть ли законопроекты, принятием которых вы гордитесь? Были ли законодательные инициативы, которые вы хотели, но не смогли реализовать?

Первое, конечно, это изменение воздушного кодекса в части организации служб сопровождения, встречи инвалидов в аэропорту. Вы знаете, когда подступались к рассмотрению этого вопроса, то у нас в стране амбулифты (специальные устройства, поднимающие инвалидов на борт) были всего в двух аэропортах. Во всех остальных, если не было телескопических рукавов, людей с инвалидностью носили по трапам на руках. Это, конечно, было сдерживающим фактором для развития туризма, спорта людей с инвалидностью, поездок на санаторно-курортное лечение. Нам удалось это изменить. Это была долгая кропотливая работа с Минтрансом, обсуждения с представителями аэропортов, заседания рабочих групп… Года 2-3 я занимался этим вопросом. И все-таки удалось это сделать. Когда видишь, что этими услугами пользуются не только люди с инвалидностью, но и, например, пожилые граждане, которым трудно передвигаться, люди с временными травмами, понимаешь, что это помогает существенно повысить качество обслуживания, конечно, гордишься, что мы все это сделали.

Многое было сделано и для совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта. ВОИ давно этим занималось. Мы находимся в постоянном контакте с ОАО «РЖД» – это одна из корпораций, настроенных очень позитивно на решение таких проблем. Начиная с 90-х годов, постепенно выстраивалось взаимодействие: появились специализированные вагоны, подъемники на платформах и в электропоездах, доступная среда на вокзалах. Из последних инициатив РЖД, что нам хотелось бы отметить, была инициатива о льготных билетах для инвалидов и сопровождающих лиц: раньше льготы были только в специализированные вагоны, а сейчас есть льготная программа РЖД для инвалидов 1 группы и их сопровождающих, путешествующих в купе и СВ.

Появилось понятие инклюзивного образования, когда учатся вмести дети с инвалидностью и без – это тоже изменения законодательства об образовании. С вопросами, связанными с изменением законодательства жилищного – созданием доступной среды в многоквартирных домах – нам еще, конечно, предстоит много работать.

Результативна и постоянная работа по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР). Начиная с 2006 года финансирование закупки ТСР выросло почти в 6 раз: с 6 до 35 млрд, и каждый год необходимо отстаивать сохранение этого финансирования. Другая часть работы по ТСР — повышение качества закупаемой продукции, своевременность этих закупок. Это параллельная работа, связанная с обсуждением в стенах Минтруда, антимонопольной службы, Администрации Президента… Мы придумали новый механизм – электронный сертификат, который запускается с сентября 2021 года – надеюсь, он приведет к улучшению качества и своевременности приобретения средств реабилитации.

В сфере безбарьерной среды на протяжении многих лет мы работали над тем, чтобы свод правил, регулирующий доступность среды, стал обязательным. И после Игр в Сочи мы добились, чтобы это свод правил был включен в постановление Правительства как обязательный для применения. Он постоянно обновляется и дополняется. Даже в Конституцию мы внесли положение о том, что Правительство должно уделять первостепенное значение безбарьерной среде. А раз это есть в Конституции, Правительство не сможет не учесть этого в своих постановлениях.

Вопросы, которым по-прежнему предстоит уделять внимание, это вопросы реабилитации, повышения качества, своевременности помощи людям с тяжелыми формами инвалидности, вопросы помощи инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе, вопросы совершенствования образования и занятости для инвалидов.

Не удалось пока включить одно важное для инвалидов положение в жилищный кодекс – это вопрос, связанный с финансированием установки подъемников и пандусов в многоквартирных домах за счет взносов на капремонт. Зато удалось включить это в программу партии Единая Россия. Так что мы обязательно будем рассматривать вопрос о включении в законодательство пункта об источниках финансирования создания доступной среды в многоквартирных домах. Если мы заботимся, чтобы у нас социальные объекты были доступны для инвалидов, мы должны дать этим инвалидам возможность выйти из дома и дойти до них. В части развития безбарьерной среды нужен административный рычаг в виде санкций против тех, кто не соблюдает эти предписания. У нас очень продуктивное взаимодействие с прокуратурой. Несколько лет назад прошло расширенное заседание прокуратуры по вопросам соблюдения прав инвалидов, и после этого территориальные управления активно отстаивают права инвалидов.

Получается, все-таки, что вопрос безбарьерной среды требует постоянного внимания?

Конечно, потому что наследие нам досталось большое. Сейчас надо контролировать, чтобы в рамках процессов реновации все вопросы безбарьерной среды были учтены при строительстве новых объектов и обустройстве территорий. Постоянно нужно следить, чтобы была активность общественных организаций инвалидов на местах, чтобы исполнительная власть прислушивалась к ним. Ресурсов на социальную сферу всегда будет не хватать, и роль общественных организаций как раз и состоит в том, чтобы помочь органам власти расставить приоритеты.

Вы много путешествовали и наверняка обращали внимание на инфраструктуру для инвалидов в других странах. Что произвело на Вас самое сильное впечатление и что Вам бы хотелось перенести на российскую почву?

За рубежом тоже есть проблемы, и нельзя говорить, что там все решено, как пытаются меня убедить некоторые общественные организации. Но есть интересные технологии. Например, во время путешествий, особенно при региональных перелетах, есть маленькие самолеты. И в одном из аэропортов в Америке я видел маленький амбулифт, который поднимает на уровень такого самолета. Или делают трапы в виде эскалаторов. Всегда обращаешь внимание, как создают доступную среду с использованием универсального дизайна, когда удобство для людей с инвалидностью сочетают с удобствами для всех. Не проектируют какие-то отдельные входы, отдельные пути передвижения, а, где это возможно, при новом строительстве продумывают такую универсальную среду, находясь в которой обычный человек не замечает, что в ней есть нечто особенное, созданное специально для инвалидов.

Это важно, так как гуманное отношение к социально незащищенным слоям, к людям, которые имеют особые потребности, делает общество только сильнее. Любые войны, любые конфликты разрушительны. То же и с общественными отношениями: любые отношения без гуманных основ разрушительны для общества. Цель включения людей с инвалидностью, даже с тяжелой инвалидностью, в фокус общественного внимания состоит в том, чтобы общество постепенно менялось. Когда люди с инвалидностью имеют возможность интегрироваться в общество, у них начинают работать другие внутренние механизмы мотивации, они становятся знаменитыми музыкантами, учеными, и никто не вспоминает об их недостатках благодаря тому, что общество нивелировало барьеры, которые их окружали, люди с инвалидностью смогли развиться сами и стать полезными для развития общества. С этой точки зрения, всегда обращаешь внимание на универсальность среды, она очень важна и, надеюсь, что наши архитекторы и градостроители будут уделять внимание этому аспекту дизайна.

Беседу вел Илья Калинов


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932