Версия для слабовидящих
От русских орнаментов до 3D-аватаров: в конце июня с размахом прошла первая Московская неделя моды.
С 20 по 26 июня в Москве состоялось, пожалуй, самое масштабное событие в российской модной индустрии за последние несколько лет – Московская неделя моды. За семь дней свои коллекции широкой публике презентовали более 450 дизайнеров. Количество посетителей превысило 1,6 млн человек. В том числе в мероприятиях обновленной Недели участие приняли дизайнеры, которые работают для людей с особенностями развития. Особенностью Недели моды стало большое количество локаций и открытых мероприятий, на которых смогли побывать все желающие – вход на большинство был свободным. Помимо модных показов в «Зарядье», на ВДНХ, Тверской площади, в ГУМе, на площади Революции и даже на станции метро «Маяковская», было запланировано большое количество деловых встреч, мастер-классов, лекций и выставок. Так, на основной площадке, в парке «Зарядье», зрители смогли оценить более 70 показов, а на ВДНХ посетить семейное мероприятие, посвященное детской моде и стилю «Модный Техноград». Также в рамках Московской недели моды на 35 площадках Москвы проходил фестиваль «Модная столица», на котором состоялось более 1300 мастер-классов, 110 концертных программ и порядка 50 показов мод различных исторических эпох.
В Фонде моды при поддержке Правительства Москвы подчеркнули: интеграция моделей с особенностями развития началась в мире примерно десять лет назад, когда бизнес осознал, что люди с инвалидностью – неотъемлемая часть общества, которая также следит за модными трендами, но, кроме того, это и платежеспособная аудитория. И сейчас отсутствие моделей для людей с особенностями, инвалидностью – это серьезные упущенные доходы. К сожалению, в России пока такие показы носят единичный характер, а модели с особенностями развития чаще работают для специальных брендов, создающих адаптивную одежду. Наше общество еще только начинает становиться по-настоящему инклюзивным, но первый шаг уже сделан.
Инклюзия брендов включает все сферы модной индустрии – от магазинов, где персонал подготовлен к работе с любым клиентом, до моделей, которые дефилируют по подиуму.
Так, 26 июня на Тверской площади прошел инклюзивный показ мод коллекции «ТУ ДУ ДУ», разработанной благотворительным фондом «Синдром Любви» совместно с AliExpress Россия, Британской высшей школой дизайна и Московской школой кино. На подиум вышли модели с синдромом Дауна. «ТУ ДУ ДУ» – бренд удобной повседневной одежды для особенных детей. Это первая подобная разработка в России: команда проекта не просто создала коллекцию из нескольких вещей, но и представила полноценную коллекцию, учитывающую особенности строения тела и ментальность людей с синдромом Дауна. Каждое изделие создавали при участии более 50 детей и взрослых до 25 лет с синдромом Дауна, а также их родителей. Благодаря специальной размерной сетке была разработана более широкая горловина для свитшотов, которая нигде не давит, рукава нужной длины, которые не нужно подворачивать или подрезать, большие карманы для важных мелочей, удобные застежки и не только. Одежду создавали с фокусом на комфорт, качество материалов и цветовую гамму каждого изделия, чтобы поддерживать хорошее настроение ее обладателей.
В первые дни свои кутюрные коллекции представили мэтры отечественной индустрии моды. Валентин Юдашкин презентовал новую коллекцию Haute Сouture 2022 в самой инстаграмной точке Москвы – на Парящем мосту парка «Зарядье». На создание летних образов маэстро вдохновило высокое ювелирное искусство дома Bvlgari. Пальто с драгоценными камнями или объемными рукавами, сияющие жакеты и костюмы, платья в пол и платья-пиджаки с принтами, брюки палаццо из струящихся тканей и кейпы со шлейфом. Некоторые образы были дополнены балаклавами и ошейниками с вышивкой ручной работы. Главным акцентом коллекции стали платья с орнаментами из драгоценных камней, украшенные натуральным жемчугом, расшитые бисером и исполненные в черных и золотых оттенках.
Показ Игоря Чапурина проходил на ВДНХ на фоне фонтана «Дружба народов» под музыкальное сопровождение Риада Маммадова. Все вещи из новой линии Haute Couture под названием «Антология» практически полностью выполнены вручную и в единственном экземпляре. В коллекцию вошли вечерние и коктейльные платья, декорированные вышивкой, перьями марабу и россыпью бисера и кристаллов, комбинезоны сложного кроя, топы и блузы с объемными рукавами.
Коллекция Екатерины Ринар, посвященная духу европейского Раннего Возрождения и 570-летию гениального Леонардо да Винчи, стала настоящим символом принятия мировой культуры в противовес столь популярному сейчас «синдрому отмены». Ее показ начался с выступления примы-балерины Большого театра Евгении Образцовой, а затем на подиуме появились сразу 2 модели в платьях-свитерах с принтами в виде архитектурных элементов эпохи Возрождения. А вот московский бренд White Crow придерживался японской эстетики. Девиз дизайнеров Наты и Антона: «Покоясь в моменте – находись здесь и сейчас. Комфорт первичен, одежда должна быть удобной». Плащи, тренчи, белые и черные футболки, укороченные брюки – все лаконично и просто. Еще один отсыл к китайской и японской культуре – коллекция «Загадка Востока» бренда EQ.ONA. Минимализм, идеальные цветовые сочетания и женственный силуэт, подчеркивающий достоинства фигур, дополнялись восточными узорами, напоминающими традиционную акварель Китая и Японии.
Дуэт дизайнеров Maison ESVE показал коллекцию Forte, вдохновленную эстетикой цивилизации майя. Многочисленные рюши и тончайшее кружево, многослойные юбки и сетки в стразах, крупные пайетки и кружевные леггинсы с этническими мотивами – все это позволило дизайнерам, по их мнению, отразить каждую из трех эпох развития древнейшей цивилизации.
В коллекции красноярского бренда ANNPOLYAKOVA – своеобразное переосмысление исторического кода Сибири. Изюминкой показа стал тот факт, что в нем приняли участие и мужчины, несмотря на то, что коллекция женская. Они выходили в объемных платьях, топах и юбках. Все изделия были выполнены в 4 цветах: преимущество было отдано черному, а яркими акцентами стали золотой, хаки и электрик. Полупрозрачные прямые платья, высокие брюки, пальто с мужского плеча, прямые жакеты из благородных тканей – каждое изделие, по задумке дизайнера, подходило для покорения мира.
Основательница бренда AKHMADULLINA Алена Ахмадуллина обратилась к излюбленной теме русского костюма. Алена представила воздушные силуэты в сдержанной пастельной гамме с вышивкой крестиком, сочетая ее с техникой лоскутного шитья. Здесь было много простеганных жакетов-телогреек, костюмов и шуб, а также кокошников в актуальной розовой гамме.
Коллекция дизайнера Марии Рыбаковой «Высокие травы» вдохновлена светлыми образами картин Венецианова и выдержана в благородных природных оттенках. Она состояла из рубах в стиле русского традиционного костюма, сарафанов с объемными рукавами, блузок, брюк и юбок, расшитых бисером. Дизайнер Альбина Аккулова объединила в своей коллекции традиционный костюм народа балкарцев и эпос русских сказок. По подиуму модели плавно шли в длинных нарядах, расшитых стеклярусом, бисером и украшенных золотой вышивкой, гладью и канителью. Особое внимание зрителей привлекла ручная вышивка в виде прекрасной Царевны Лебеди на нарукавниках.
Дизайнер бренда Елена Межова в новой коллекции стремилась показать желание души человека приблизиться к гармонии природы. Именно поэтому каждому изделию она дала имя – название растения или насекомого. Так у нее появился комбинезон OSTREIDAE, повторяющий эстетику устрицы, спортивный костюм Гименофор, платье и юбка Аманита. Использованные при создании коллекции материалы на 70% являлись продуктом повторной переработки. Так, в центре подиума оказалась модель в объемном черном платье с подолом из мусорных пакетов, которое «легким движением руки» превращалось в изящный комбинезон.
Одной из главных задач бренда BITTE_RUHE является популяризация разумного потребления и принципов «медленной моды». Этичным подходом к моде и бережным отношением к окружающему миру славится и выпускница Британской школы дизайна Мария Семилетова. В своих коллекциях она использует экокожу, хлопок, органзу, шелк, что добавляет изделиям чувственности и нежности. Впечатлили многих яркие наряды молодого апсайкл-дизайнера Димы Магния, дающего вторую жизнь старым вещам. Гармонично объединяя самые разные вещи из секонд-хенда в модный лук, он прославился в соцсетях.
В перспективе нас ждет цифровая мода и одежда, виртуальные подиумы и 3D-аватары. В этом уверен создатель ViewEvo, мобильного приложения для поиска образов, Александр Лигер. По его мнению, технологии моды тоже не стоят на месте. Проект Tech in Fashion, посвященный технологическому блоку в сфере моды, объединил на Неделе моды русские художественные традиции с цифровым искусством. Гостей мероприятия ждали digital-показы цифровой одежды с моделями – 3D-аватарами на виртуальных подиумах. Пока переодевание собственного аватара – это развлечение, но будущее обещает грандиозные трансформации: возможность использования виртуальной одежды в реальном времени способна перевернуть индустрию моды.
Автор: Татьяна Бутурлина.
Фото из архива Московской недели моды.