Версия для слабовидящих


Вслепую: новый путь к познанию мира

Как живут незрячие люди? Где они учатся? Как общаются? Вопросов много, но оказывается и ответы найти можно, если использовать современные возможности для общения. Например, дисплей Брайля.

Речь о нём зашла во время «Прямой линии с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным». 13-летняя девочка Малика Алиева из Адыгеи, полностью потерявшая зрение в 6-летнем возрасте, поинтересовалась, можно ли включить такие современные российские разработки в перечень технических средств реабилитации (ТСР), которые государство предоставляет бесплатно. Президент дал поручение Правительству прямо в ходе прямой линии.

Как на сегодняшний день обстоят дела с обеспечением дисплеями Брайля, редакция «Я – МОГУ!» поинтересовалась у Ивана Владимировича Вишнивецкого, директора ГБОУ города Москвы «Школы-интерната № 1» для обучения и реабилитации слепых.

iv vishnivetskij 2

Как после прямой линии менялась ситуация с обеспечением незрячих дисплеями Брайля?

10 июня был выпущен приказ Министерства труда и социальной защиты населения города Москвы о внесении изменений в федеральный перечень ТСР. Он уже вступил в силу. Этот вопрос курирует вице-премьер Татьяна Алексеевна Голикова. 1 сентября она посетила нашу «Школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых». К ее визиту мы подготовили презентацию о ТСР, которую впоследствии передали заместителю мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Владимировне Раковой, руководителю Департамента труда и социальной защиты Евгению Петровичу Стружаку и его заместителю Алексею Александровичу Володину, а также другим официальным лицам. После обсуждения договорились включить в технические средства реабилитации брайлевскую строку, поскольку она очень помогает детям не только в обучении, но и в реабилитации. Мы были чрезвычайно рады, что наша работа не прошла даром!

Можно сказать, что звонок президенту так повлиял на решение этого вопроса?

Эта проблема обсуждается уже очень давно родительской средой и профессиональной общественностью. Конечно, звонок ускорил этот процесс, но самое важное, что нас услышали!

Возможность получить дисплей по ИПР (индивидуальной программе реабилитации или абилитации — Прим. ред.) будет только у москвичей?

Нет! Москва первой станет за счет своих средств включать в ИПР такие дисплеи. Изменения вносятся в федеральный документ. Вскоре любой гражданин России, нуждающийся в таких средствах, будет иметь право получить их безвозмездно.

img 3491 2

Что собой представляет дисплей Брайля? Почему он так важен?

С виду это коробочка с динамическими штырьками, которые воспроизводят информацию, представленную на мониторе. Это своего рода посредник между компьютером и незрячим человеком. Есть разные модификации: на 20 знаков и на 40. Но, в сущности, цель аппарата – это перевод информации с экрана на язык Брайля и наоборот. С помощью клавиш на дисплее можно печатать в компьютер или в любой другой информационный носитель. Дисплей помогает в общении, так как является единственным способом получить доступ к экранной информации.

Кроме того, дисплей Брайля отображает не только содержание, но и форматирование текста (в работе с документами это важно). Редактирование и обработка текстов, изучение иностранных языков – все это немыслимо без дисплея Брайля.

Кому сейчас доступны такие дисплеи?

У нас в «Школе-интернате № 1» благодаря Правительству Москвы они есть у каждого обучающегося. У каждого ученика есть свое специально оборудованное рабочее место. Многие приобретают этот девайс самостоятельно.

img 3474 2

На базе вашей «Школы-интерната № 1» открылся Всероссийский центр для слепых школьников, проявивших выдающиеся академические способности. Вы стояли у истоков этого Центра?

Мы исходили из того, что среди незрячих ребят есть много талантливых, одаренных детей. Вот вам примеры: в этом году у нас есть «стобалльник» по литературе, в прошлом году было шесть медалистов из шестнадцати выпускников! Пять из них поступили в Высшую школу экономики. А четыре года назад один из обучающихся поступил на химический факультет МГУ. Он единственный слепой, который когда-либо обучался на этом факультете.

Такие дети есть не только в Москве, но и в регионах! Мы поделились идеей создания Центра с Татьяной Алексеевной (Голиковой — Прим. ред.), приехавшей к нам. Она нас поддержала. Дальше мы вели переговоры с Министерством просвещения, с Министерством финансов, поскольку экономическая поддержка проекту была необходима. Большую часть обеспечения функционирования всероссийского центра в этом году взяло на себя Правительство Москвы. И в итоге все получилось!

img 0021 2

Сейчас в Центре будет учиться восемь слепых детей. Набор пока ведется только в 7 класс и будет финансироваться за счет средств города Москвы. Федеральный бюджет нам тоже помогает в счет средств государственной программы «Доступная среда». В 2027/2028 учебном году в Центре будут обучаться в общей сложности 48 детей из разных регионов нашей страны.

«Образование и реабилитация детей с инвалидностью требуют особого подхода. В задачи нового Центра как раз и входит создание необходимых условий для обучения, развития и профориентации детей с инвалидностью. В этот центр будут зачисляться самые талантливые: при отборе учтут академические достижения, результаты участия в предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях. Мы хотим находить талантливых ребят с инвалидностью по зрению по всей стране и предоставлять им качественное образование в лучших для них условиях», — Анастасия Владимировна Ракова, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития.

Число учеников должно возрасти уже со следующего года?

Да. Каждый год мы будем набирать по одному 7 классу из восьми человек. В итоге через шесть лет у нас получится полная линейка с 7 по 12 классы по восемь человек в каждом.

Конечно, Москва дает много возможностей для развития ребенка. В свободное от учебы время дети будут ездить на экскурсии, посещать лектории, музеи, ходить в театры. Другими словами — всесторонне развиваться.

img 3478 2

Как попасть в Центр?

Порядок поступления состоит из нескольких этапов. Первый этап — заявочная кампания, которая шла до 30 мая. Второй — экзамены по математике, английскому и русскому языкам, которые состоялись 23 июня. По итогам вступительных испытаний часть поступающих учеников достигнет третьего этапа, который пройдет в июле. Это собеседование онлайн.

В чем вы видите цель Центра?

Раскрыть академические способности ребенка, мотивированного к учебе. Причем наша задача не только обучать, но еще и социализировать. Ведь для слепых очень важна социализация. Развивать таланты — это одно направление, но второе – это обязательно социализация. Ребенок должен стать полноправным членом общества и реализоваться на 100%.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932