Версия для слабовидящих

Родители — ключ к успешной реабилитации ребенка

Существует много курсов подготовки: руководителей, учителей, будущих мам и пап, даже приемных родителей. Всем им необходимо готовиться к тому, с чем они собираются столкнуться в скором времени. А вот курсов для родителей особенных детей не сыскать днем с огнем. Почему? Может, потому что заранее невозможно подготовиться к безграничному терпению, косым взглядам окружающих, к неравной борьбе с системой образования, к неутешительным медицинским прогнозам и к тому, что ты всегда на передовой. Когда я узнала о программе «Я и мой ребенок», то, не колеблясь ни минуты, сама решила пройти этот курс.

Все началось с анкетирования участников, а точнее, мам детей с нарушениями развития. Участники не раскрывали друг другу диагнозы, но в чате программы была возможность рассказать об особенностях развития ребенка, поделиться своим опытом, переживаниями. Встречи проходили по субботам: два часа в режиме онлайн, всего восемь раз. Не напряжно. Была теоретическая часть, практические занятия и даже домашние задания. Для меня самыми необычными были уроки нейродвижения и уроки на развитие внимания. Благодаря им я научилась слышать себя, не испытывать постоянные угрызения совести от того, что у меня есть желания, а не только обязанности. Теоретическая часть вселила уверенность, что я иду правильной дорогой и торопиться не надо, а нужно наслаждаться тем, что есть в данный момент. И самое удивительное, что отдыхать от реабилитаций и ребенку, и родителю необходимо в равной степени.

Все рассказывать я не буду, так как рекомендую самим пройти этот курс. А вот задать несколько вопросов создателю курсов – пожалуйста. Для этого я впервые лично встретилась с психологом, практиком метода Анат Баниэль, основателем Лаборатории нейродвижения, аспирантом Института специального образования и психологии Иваном Порфирьевым.

Как вы сами определяете цель вашей программы?

Я хочу добиться, чтобы родитель был уверен в своих силах, чтобы мамы и папы знали, как им взаимодействовать с ребенком, и чтобы ребенку вследствие этого было лучше. Эта цель достижима, и примеры тех, кто прошел курс, говорят сами за себя.

Иван Порфирьев

Психолог, практик метода Анат Баниэль, основатель Лаборатории нейродвижения, аспирант Института специального образования и психологии.

Как вышло, что вы стали вести курсы для родителей детей с особенностями развития?

Я был обычным офисным сотрудником, страдающим головными болями и болями в спине. Начал искать, что может мне помочь, пробовал различные методики: мануальную терапию, массаж, йогу, гимнастики, зарядки. Эффект был либо кратковременный, либо никакой. Попробовав цигун (вид гимнастических упражнений в медленном темпе), моментально ощутил облегчение. Мне захотелось донести до людей полезность подобной методики – и через некоторое время начал сам преподавать. Спустя какое-то время я попал на «урок лежа» по методу Анат Баниэль. По степени мягкости движения и эффекта ничего подобного со мной никогда не происходило. Утром я встал другим человеком. Вдохновленный, поехал учиться к Анат в Америку.

Я раньше думала, что метод АБМ практикуется только с детьми.

Нет. Изначально он разрабатывался для взрослых. Моше Фельденкрайз (инженер-физик и основоположник метода Фельденкрайза – системы развития человеческого потенциала, основанной на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела. – Прим. ред.) еще в 60-х годах прошлого века создал уроки осознавания через движения, которые вы делали на моем курсе. Потом из уроков получилась мануальная техника, которую его ученица Анат Баниэль адаптировала для детей с нарушениями развития.

Уже став практикующим специалистом, много работая со взрослыми, я заметил, что чаще всего они могут делать все, но не хотят до той поры, пока их не скрутит боль. У детей совсем другая история. Они очень хотят двигаться, ходить, но не знают как, не умеют! С детьми работать сложнее и от этого еще интереснее. Когда в аспирантуре встал выбор пойти на кандидата психологических наук или педагогических, предпочел второе.

Темы для курсов и семинаров как находите?

Как только я закончил учебу, меня пригласили в Ростов-на-Дону, потом поехал в Волгоград, затем в Омск, Уфу, Сочи, Краснодар, Самару. По мере практики стало понятно, что одной реабилитации для детей недостаточно, чтобы добиваться максимального результата. Очень важна атмосфера в семье, развивающая среда дома, настрой родителей, их душевное состояние. Общение после семинаров позволяло нащупывать проблемы.

Например, такая картина: мальчику 15 лет, а мама с ним общается как с пятилетним. Я вижу, что потенциал у ребенка есть, и понимаю, что просто надо дать больше самостоятельности. Рождается новая тема – процесс сепарации. Курс «Я и мой ребенок» – это квинтэссенция всех моих научно-практических знаний на сегодняшний день. Он призван реально помочь родителям справиться с грузом различных проблем.

Курс «Я и мой ребенок» – это квинтэссенция всех моих научно-практических знаний на сегодняшний день. Он призван реально помочь родителям справиться с грузом различных проблем.

Учась в разных странах, посещая лекции специалистов, кто на вас произвел неизгладимое впечатление?

Сильнейшее впечатление произвела Анат Баниэль, как она работает с детьми и со взрослыми. Методы и принципы ее работы, которые она сформулировала в книге «Дети с неограниченными возможностями». И мой научный руководитель – Ирина Юрьевна Левченко, доктор психологических наук, профессор. Она работает почти 50 лет с детьми, у которых есть нарушения развития. Ирина Юрьевна, можно сказать, «пионер» в работе с семьей ребенка. Под ее руководством были защищены первая кандидатская и первая докторская диссертации по теме работы с семьей ребенка с нарушениями развития. Невозможно реабилитировать только ребенка. Это всегда совместный труд ребенка и родителя. Много интересного я почерпнул для себя из научных работ Карла Роджерса, основателя гуманистической психологии.

Какие диагнозы у детей, родители которых приходят к вам на курс?

В основном приходят с тяжелыми множественными нарушениями развития. Это два и более нарушения. Есть небольшая группа детей с «незначительными» нарушениями. Список диагнозов различный.

Почему на занятиях по реабилитации ребенка чаще всего можно встретить мам, чем пап?

У меня на втором потоке курса «Я и мой ребенок» было уже двое пап. На первом потоке присутствовала вся семья. Я бы хотел, чтобы отцов было больше, так как положительный эффект значительно возрастает. Папам чаще приходится обеспечивать финансовую сторону, поэтому приоритеты в каждой семье расставляются по-своему.

Я хочу добиться, чтобы мамы и папы знали, как им взаимодействовать с ребенком, и чтобы ребенку вследствие этого было лучше.

Были ли родители, которые не справлялись с занятиями, покидали курс?

Да. Одни не тянут по времени, другим ближе только лечебная физкультура. Это их выбор. Очень много родителей, которые фокусируются только на видимых недостатках. Яркий пример был у меня в Омске. Девочка семи лет с гемипарезом (неврологическое расстройство, при котором наблюдается ограничение движения мышц правой или левой половины тела при поражении противоположного полушария головного мозга. – Прим. ред.). Она прихрамывала. Пройдя курс, родители вернулись ко мне через три месяца. Я вижу, что видимых изменений нет у ребенка, и спрашиваю: почему они пришли снова? «После вашего курса она стала более живой, больше разговаривает и начала хитрить». Для меня это важнейший показатель умственной деятельности. У ребенка началась социализация. К сожалению, не только родители, но и специалисты порой упускают всестороннее развитие ребенка.

Как я поняла, после прохождения курса вы родителей не бросаете.

Общение будет продолжаться. Все, кто прошел курс, попадают в закрытый клуб, в котором можно еще раз прослушать ту или иную лекцию, сделать новый или уже знакомый урок нейродвижения. Будут там выступать и другие спикеры, продолжится общение, обмен опытом и полезными контактами.

Вера, 45 лет, Санкт-Петербург, дочка 7 лет

(ДЦП, задержка речевого развития)

Уроки нейродвижения дали бодрости и энергии, благодаря им к концу недели были силы, они как второе дыхание поддерживали. Мне кажется, у меня больше стало «стопов» в действии, то есть смогла тормозить себя, думать, прежде чем что-то сделать или сказать.

Благодаря программе разбила задачи с ребенком на более мелкие части. Это касается навыков быта с помощью совместно-разделенной деятельности (суть метода совместно-разделенных действий заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности. – Прим. ред.) и учитывая принципы Анат Баниэль. Начала наблюдать, что еще может делать ребенок самостоятельно.

Постепенно ушла от мысли, что еще сделать, чтобы дочка встала с положения лежа на животе на четвереньки (сейчас она ползает по-пластунски), дала ей возможность действовать свободно. Она сама нашла варианты, мне даже особо не пришлось придумывать. Ей интересно стало ползать под стульями, забираться на мат и слезать с него. Я только трубу добавила. Ну и с едой за время программы стало получше, начала пробовать жидкую кашу и суп. И довольно неплохо получается.

Елена, 40 лет, Екатеринбург, дочка 7 лет

(врожденные пороки развития центральной нервной системы, левосторонняя гетеротопия, эпилепсия, ДЦП: гемипарез)

За время программы я стала спокойнее. Еще в первые недели, когда были практики на внимание, я заметила, что смогла отпустить одну глобальную задачу и дать себе время, а не требовать результат прямо сейчас и не требовать от себя четкий план, как я к результату приду.

Мне кажется, я Жене, как и себе, стала давать больше времени и признавать ее право на нелинейное развитие, признавать то, что вложенные мною усилия далеко не всегда дадут видимый результат или дадут его, но через продолжительное время. Наверное, именно это «нелинейное развитие» – главное, что случилось с нами обеими на программе.

У Жени последние несколько месяцев происходит очень много изменений, но одно особенное. Дело в том, что всю свою жизнь Женя пьет из бутылки с соской. И тут на программе я стала давать ей пить из моей дорожной непроливайки. При этом из трубочки Женя пить не умеет. Сначала не получилось, но смотрю: в целом она не против. Смотрю и думаю, как же объяснить-то… И тут я догадалась, говорю ей: «Целуй кружку» – и всё получилось! Вы бы видели ее удивление и изумление!

Кристина, 36 лет, Москва, дочка 6 лет

(спастическая диплегия, подвывих тазобедренного сустава с двух сторон, фокальная эпилепсия)

Я стала спокойней, начала принимать реакции дочки (например, разрешать ей покричать и поплакать) и теперь даже не понимаю, почему раньше мне хотелось остановить ее. Разъединила свои телесные реакции и ее. Даже двигаться я стала по-другому.

Я внедряю самостоятельность, используя все инструменты из программы. Главное открытие – вход в процесс через эмоцию, включение дочки. Она очень реактивно реагирует, а это можно и нужно использовать! Я больше не ругаю себя за «потраченное время» потому, что это теперь время для замедления, для усвоения, индивидуальное время ребенка. И мое, кстати, тоже.

Как изменился ребенок? Получилось дать дочке пространство, в котором она стала больше проявлять себя. Стала чаще говорить о своих реакциях (это значит – отделилась от процесса). Например, при причесывании она раньше кричала, сжималась, а недавно вместо крика сказала: «Это же очень больно, мама». Меня это поразило. Теперь получается оставлять дочку в саду, даже на сон (где она не спит, конечно). Но мы, и я и она, попереживали несколько дней, а дальше – отпустили ситуацию. В саду дочку хвалят за желание делать многое самостоятельно. А ведь всего 1,5 месяца назад на это ей «не хватало концентрации». Благодаря программе мы вместе с ней сделали большой шаг.

Текст: Карина Аравянц.

Досье

Метод Анат Баниэль (АБМ)

Уникальный, подразумевающий мягкую реабилитацию, востребованный для восстановления здоровья и коррекции развития особенных детей и взрослых, перенесших инсульты, травмы, а также способный дать положительный эффект и при других недугах ЦНС, например болезни Альцгеймера, Паркинсона или РС (рассеянный склероз).


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932