В 2016 году на базе Российского государственного социального университета (РГСУ) был открыт Ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ). Что это за проект и как он помогает людям с ОВЗ – в новом материале журнала «Я – МОГУ!».
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья был основан в рамках национального проекта «Доступная среда» шесть лет назад и уже прошел большой путь от пилотного проекта до федеральной программы развития инклюзивного общества.
Основной целью РУМЦ является повышение доступности и качества высшего образования для людей с ОВЗ, а также разработка и распространение инновационных технологий и практических рекомендаций в сфере инклюзивного образования. Деятельность центра делится на два основных направления: внутреннее — реализация задач самого РГСУ по развитию инклюзивного образования в собственных стенах и внешнее — взаимодействие с партнерами, которых уже более 150 по всей России.
Внедрение новейших технологий в инклюзивном образовании распространяется не только на 170 студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в РГСУ на одном из 11 факультетов, но и на учащихся 20 вузов из четырех регионов страны (Москва, Курская, Брянская и Ярославская области). Ресурсный учебно-методический центр РГСУ становится базовой площадкой по внедрению и развитию инклюзивного образования в европейской части страны. Хотя для университета, основанного еще в 1919 году и являвшегося кузницей коммунистических кадров новой страны, быть пионером инноваций не в новинку.
Внешнее направление деятельности РУМЦ предполагает, что специализированным оборудованием могут пользоваться студенты и преподаватели из других организаций, занимающихся вопросами инклюзии. У Ресурсного центра РГСУ более 150 партнеров, призванных совместными усилиями распространять новые технологии инклюзивного образования по всей стране. Чтобы постоянно пополнять арсенал приспособлений-помощников, РУМЦ сотрудничает с компаниями — производителями элементов обеспечения физической и информационной доступности.
Центр включает в себя ресурсную, учебную, выставочную зоны, кабинеты психологической разгрузки и множество других структур. В ресурсной зоне размещены стационарные и мобильные технические средства реабилитации и обучения, позволяющие перевести любую информацию в доступный формат. В ней есть новейшее оборудование для объемной печати изображений, рельефно-точечного шрифта Брайля, видеоувеличители различных модификаций, звукоусиливающая аппаратура, FM-системы (индукционные системы для слабослышащих), ноутбуки с программами экранного доступа к текстовым материалам и многое другое. В планах — приобретение технических новинок, например айтрекера, позволяющего управлять компьютером движением глаз.
Рядом учебная зона для проведения занятий и факультет дополнительного профессионального образования. В выставочной зоне расположился целый спектр элементов доступной среды, предметов социокультурного назначения, образцов ортопедических изделий. Для студентов с ОВЗ предусмотрены доступные общежития. Созданы все условия — и технические, и методические — для того, чтобы любой обучающийся студент имел полный доступ к знаниям безотносительно его ограничений по здоровью. Кроме того, центр организует для своих студентов практику на разных предприятиях Москвы, помогает с трудоустройством и курирует бывших учеников на их новых рабочих местах.
Главный результат работы центра — все же не новые методики и внедрение технических инноваций, а выпускники вуза, которые блестяще закончили обучение, самореализовались в избранной профессии, добились успеха и вдохновили других. Это люди, которым специалисты центра помогли понять, что ограниченные возможности здоровья — преодолимое препятствие на пути к мечте!