Версия для слабовидящих

У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ

Как 24 года назад москвич Игорь Лукашов стал чемпионом мира по футболу

Чуть свет – на старт

Наш герой живет в Новой Москве. Поселение Московский. 15 минут автобусом от Саларьево или 10 минут от Филатова Луга. С советских времен здесь были поля одноименного агрокомбината. Теперь это район интенсивной жилой застройки (с 2010 года население выросло с 20 тыс. до 114 тыс. человек), высотки растут как грибы после дождя. А основная спортивная жизнь проходит в Центре спорта «Московский», где ежедневно на тренировках и занятиях собираются жители всех возрастов, от детей до пенсионеров. Легкая атлетика – для детей; петанк, стрельба, дартс – для пожилых людей, а также футбол, волейбол, стритбол, шахматы, шашки, гиринг, кросс, зимой – лыжи для всех...

Практически ни одно спортивное мероприятие в «Московском» не обходится без Игоря Лукашова, первого заместителя генерального директора по организации спортивно-массовой работы. Чтобы к открытию быть на рабочем месте – с пяти утра на ногах. Рано вставать – давно устоявшаяся спортивная привычка. Даже в выходные, когда большинство проводит дольше времени в постели, он спешит на арену, где проходят соревнования и спортивные праздники для жителей района. Так будни сливаются с выходными в одно целое. И это – образ жизни. Не давать слабины – уже в крови. Надо жить, а жить, как бы высокопарно это ни прозвучало, значит работать, в том числе над собой.

Подобных слов Игорь Лукашов не произносит. Наш герой вообще немногословен. Но такое понимание жизни выдают жесты, мимика, манеры, реплики, отношение к делу. Мы встречаемся в перерывах между спортивными занятиями. С первого взгляда и не подумаешь, что вместо ноги у моего собеседника протез, прикрытый спортивными брюками.

«Рос на Таганке. В 11 лет остался без ноги. В детстве произошел несчастный случай. Это был 1979 год… Но надо было жить. После 8-го класса поступил в ПТУ, выучился на радиомонтажника, пошел работать, – рассказывает Игорь. Говорить о том, что за «несчастный случай», мой собеседник не хочет. – А в 1989 году раздался телефонный звонок. Звонили из Дома культуры «Правда». На том конце провода сказали: «Мы планируем собрать по футболу команду инвалидов». Издеваются? Да, мальчишкой, до травмы, тренировался, играл в футбол, но сейчас… С ума сошли?! Дальше говорить не стал и бросил трубку. Но звонили еще и еще. В конце концов поддался уговорам и приехал. Встретились. Нам рассказали историю о вице-президенте крупной американской компании Билле Берри, сын которого потерял ногу, но не потерял интереса к футболу – и играл во дворе собственного дома на костылях. Наблюдая за ним, отец решил в Сиэтле создать команду футболистов-ампутантов. А в конце 80-х приехал в Москву, чтобы создать такую же у нас».

Министр Департамента труда и соцзащиты населения столицы Евгений Петрович Стружак

Афганский синдром

Но дело сразу не заладилось. Тогда отношение к инвалидам в обществе было иным. Это сегодня они полноправные участники жизненных процессов. Городская среда приспособлена для беспрепятственного перемещения: на тротуарах разметки, в метро лифты, у подъездов, школ, больниц, учреждений пандусы, в автобусах специальные площадки и широкие двери с низким полом. Тогда этого ничего не было. Ограниченные в физических возможностях люди сидели по домам, их как бы вообще не замечали, хотя покалеченные войной в Афганистане ребята на улицах уже появлялись. Но в стране валилась экономика, разгорались национальные конфликты. Было не до инвалидов. Первую команду инвалидов-ампутантов создали в Ташкенте – столице тогда еще советского Узбекистана. На 2/3 она состояла из воинов-интернационалистов, прошедших Афганистан. После первого выступления на международном турнире в Сиэтле в 1989 году узбекские футболисты приехали на сборы в Москву.

«Мы посмотрели, как они играют, и следом за ними встали на костыли и попробовали. У нас получилось. В августе 1990 года я в составе сборной СССР отправился на чемпионат мира по футболу среди инвалидов-ампутантов в Сиэтл. Спорткомитет нам выдал только комплект формы. Больше у нас ничего не было – ни кроссовок, ни костюмов. В финале играли со сборной Сальвадора. Это была сильнейшая команда. У них после войны было очень много подорвавшихся на минных полях, и они могли позволить себе набирать в команду кого хотят. На левый фланг поставили с левой ногой, на правый – с правой. У нас такого выбора не было. Но мы в сложной борьбе по пенальти выиграли Кубок мира. Приехали туда без ничего и стали чемпионами мира».

Игорь Лукашов открывает фотоальбом. На фото – молодой, крепкий, с открытой улыбкой 22-летний парень вместе со сборной. «Это мы у могилы Брюса Ли. Он похоронен в Сиэтле, – вспоминает он происходившее за пределами поля. – А это во время экскурсии на завод по производству протезов».

Постепенно, буквально на одной ноге, родилась одноименная команда «Спартак-Москва», с которой Игорь Лукашов завоевал Кубок России и стал чемпионом страны

Министр Департамента труда и соцзащиты населения столицы Евгений Петрович Стружак

Из переходов – на арену

Вернувшись в Москву, Игорь Лукашов набирает при обществе «Спартак» московскую команду. Сам ищет игроков, за которыми буквально спускается в переходы, ходит по вокзалам. Желающих немного. Особо никто не хотел разменивать доходное место попрошайки на место нападающего в команде. «Зачем корячиться бесплатно на тренировках? Они в переходах больше зарабатывали. Мобильной связи не было. В поисках спонсоров приходилось самому обивать пороги предпринимателей, разбросанных по разным этажам. В создании команды помог тогдашний председатель общества «Спартак» – знаменитый теннисист и спортивный комментатор Николай Озеров». Так постепенно, буквально на одной ноге, родилась одноименная команда «Спартак-Москва», с которой Игорь Лукашов завоевал Кубок России и стал чемпионом страны. В 1995 году в Москве разыграли Кубок мира по футболу среди ампутантов.

На вопрос, какие игры запомнились особенно, Игорь отвечает: «Самыми непростыми были игры с бразильцами. С ними всегда рубились. Хорошо еще запомнил товарищескую встречу со здоровыми итальянцами – командой второй лиги. Они у нас выиграли, но с большим трудом и небольшим перевесом, отчего долго не могли прийти в себя.

На колясках в футбол не поиграешь. Это игра на костылях. 11 игроков в команде. Главное правило – в поле игрок должен быть без ноги, в воротах – без руки. Запрещено играть костылями, а после аута выброс мяча не рукой, а ногой».

Однажды накануне товарищеской встречи со сборной по парашютному спорту парашютисты предложили совершить с ними прыжок. Футболисты не испугались, проявили характер – и прыгнули с высоты 4 тысячи метров. На высоте около километра раскрыли парашюты, а приземлившись, отправились играть в футбол.

Игорь Лукашов открывает фотоальбом. На фото – молодой, крепкий, с открытой улыбкой 22-летний парень вместе со сборной. «Это мы у могилы Брюса Ли. Он похоронен в Сиэтле, – вспоминает он происходившее за пределами поля


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932