Версия для слабовидящих


Кибатлетика: паралимпийские игры будущего

Соревнования киборгов, протезы, дающие носителю сверхспособности, – звучит, как отрывок из фантастического романа. Для команды российской компании «Кибатлетика» – это просто работа.

Киборг. Слово, затасканное писателями-фантастами, было придумано в начале шестидесятых учеными Манфредом Клюнесом (Австрия) и Нэйтаном Клайном (США). Впервые оно было использовано в их совместной работе об усовершенствованном человеке, способном выживать в космических путешествиях. Буквально «киборг» является сокращением формулировки «кибернетический организм» и обозначает гибрид человека и машины – биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты.  

На самом деле похожий персонаж описал еще Эдгар Аллан По в рассказе «Человек, которого изрубили в куски» (1843). Это история о пожилом офицере, который заменил протезами почти все свое тело после того, как лишился всех конечностей, кроме одной руки, во время войны с индейцами. С расцветом научной фантастики киборги стали расхожими персонажами в описании будущего человечества. Их имидж, конечно, подпорчен американским развлекательным кинематографом. Голливудским сценаристам не удалось избежать соблазна собрать из неуязвимых деталей идеального злодея или его антагониста – супергероя, защитника и спасителя человечества. В кинотеатры хлынули «Терминаторы», «Робокопы», «Киборги»...  

Сегодня то, что еще недавно казалось фантастикой, зарисовкой из «Звездных войн», стало реальностью, которая очень скоро может стать обыденностью. Киборги уже существуют. Хотя их основная задача – совершенствоваться не в сверхспособностях, а в восстановлении обычных человеческих функций. Только быстрее, выше, сильнее. 

Киборги существуют уже сегодня. Хотя их основная задача – совершенствоваться не в сверхспособностях, а в восстановлении обычных человеческих функций. Только быстрее, выше, сильнее.

Соединить кибернетику с органикой наилучшим образом, заместив утрату органа без потери качества жизни, – непростая задача. Даже имея технологическое решение проблемы, человеку необходимо тренироваться, чтобы овладеть навыками управления неорганическим дополнением к своему телу. Фактически освоение таких механических дополнений – это спорт, ибо только упорство в тренировочном процессе может привести к результату. К такому выводу пришли в Союзе разработчиков и поставщиков технических средств реабилитации «Кибатлетика», который был создан в феврале 2017 года. Его инициаторы задумали целую серию мероприятий с одноименным названием, состязаний кибатлетов c различными видами ограничений функциональности по прохождению специально подготовленных трасс, имитирующих бытовую деятельность людей. 

Что это значит на практике? Пользователи протезов предплечья, ног и управляющие колясками с электроприводом проходят специально подготовленные трассы на время и качество выполнения задания. Новейшие технологии значительно облегчают им жизнь, позволяя управлять протезами при помощи мышечных сигналов. Кажется, что кибатлеты не делают ничего особенного: поднимаются по лестнице, спускаются по уклону, бьют по мячу, перекладывают предметы. Но когда ты видишь, как человек осторожно берет стакан, подносит его ко рту, а потом ставит на место НЕ СВОЕЙ рукой, это производит огромное впечатление. Тонкость операции колоссальная, кажется, что механическая рука столь же чувствительна, сколь и обыкновенная.  

Есть и отдельная дисциплина: нейрогонки. В дисциплине принимают участие спортсмены-колясочники с травмами шейного и грудного отдела позвоночника. Они управляют виртуальным объектом аватаром от нейрогарнитуры, которая позволяет обрабатывать электроэнцефалографу головного мозга и переводить данные в специальные команды для внешнего устройства, например, для подводной лодки в нейроигре. 

Председатель правления Союза «Кибатлетика» Андрей Давидюк, человек, стоящий во главе придуманного им самим движения, любит сравнивать свое детище с гонками «Формула-1». Как и в королевских гонках, в кибатлетике основное значение имеет сочетание высоких технологий с человеческим фактором. Повышение качества мотора/шин/системы выхлопа в одном случае и протезов/колясок/систем управления в другом за счет обмена передовым опытом, привлечения финансирования к исследованиям, развитию технологий и реализации самых смелых инженерных и конструкторских замыслов создают уникальные условия для немедленной проверки на практике достижений научно-технического прогресса. 

История «Кибатлетики» началась 11 августа 2016 года — в тот день в Москве состоялось первое соревнование среди пользователей протезов рук. Это событие стало открытой тренировкой перед первым международным соревнованием людей-киборгов — Cybathlon (Кибатлон), которое прошло в октябре 2016 года в Цюрихе. Тогда застрельщиком выступала компания «Моторика» Андрея Давидюка, чей бионический протез руки Stradivari составлял конкуренцию зарубежным аналогам. После возвращения из Швейцарии было принято решение проводить соревнования людей с высокотехнологичными средствами реабилитации в самой России. «Моторика» выступила инициатором и первые соревнования по кибатлетике были проведены 15 июня 2017 года. 

Победителя – в массовое производство!

С тех пор российская команда и ее возможности значительно выросли. Со второго чемпионата мира Cybathlon 2020 спортсмены уже привезли серебряную и бронзовую медали. Да и сам чемпионат преобразился. В нем приняли участие 54 команды из 21 страны мира, а соревнования проходили в 6 дисциплинах. Российские кибатлеты соревновались в пяти из них: для участников с силовыми протезами ног (LEG), с бионическими протезами рук (ARM), в экзоскелетах (EXO), соревнование участников, использующих интерфейс «мозг-компьютер» (BCI), и участников на электрифицированных колясках (WHL).

Некоторые спрашивают: чем отличаются Паралимпийские игры от Кибатлона? Ответ очевиден. Паралимпиада – это продолжение спорта высших достижений для особой категории людей. Паралимпийские чемпионы – это люди уникальные, настоящие атлеты, чьи победы – результат физической подготовки и силы воли, которые достигаются без технических средств. В Кибатлоне иные ценности. В первую очередь важна массовость, доступность. Во-вторых, главный принцип кибатлетики – здесь соревнуются не только люди с ограничениями по здоровью, но и самые передовые технологии средств реабилитации: бионические протезы рук и ног, роботизированные коляски, экзоскелеты и нейроинтерфейсы. Девиз соревнования: победителя – в массовое производство! 

Качество продукции и ее достойная конкуренция с зарубежными аналогами становится одной из главных задач для отечественных разработчиков технических средств реабилитации. Кибатлетика этому всемерно способствует. Нет сомнений, что благодаря этим соревнованиям люди с ограничениями по здоровью получают дополнительную мотивацию к изменению образа жизни, возвращаются к активной деятельности, получают уверенность и независимость. 

Хотим мы того или нет, киборги становятся частью нашей жизнь, будущее свершается уже сегодня. Развитие технологий, совершенствование технических средств реабилитации открывает новые возможности для людей с инвалидностью при выполнении бытовых функций, при занятиях физкультурой, спортом, активными видами отдыха, а также при возвращении к трудовой деятельности. И прогресс будет только ускоряться.  

Вместе с новой реальностью возникают и новые вопросы не только технического, но и этического характера. Вы, конечно, помните знаменитые «Три закона роботехники» американского писателя Айзека Азимова. В 20-м веке они рассматривались в качестве научно-фантастической шутки. Однако в 21 веке «Билль о правах американских киборгов» популяризатора бионики Ричарда МакКиннона уже не вызывает ни у кого улыбки. Андрей Давидюк инициировал в 2018 году подписание «Билля о правах российских киборгов» и сегодня на полном серьезе говорит о необходимости принятия «Кодекса киборга», над которым уже ведется работа.  

Думаете, это не имеет отношения к реальности? Но вот пример. Человек имеет право на владение купленным предметом. Допустим, телевизором, у которого, разумеется, есть пульт управления. Включил – выключил. А если это сердце? Включил – выключил. Улавливаете разницу?  

Мы сейчас находимся на заре развития технологий киборгов. Момент требует инициировать обсуждение вопросов и перспектив, с которыми столкнется человечество в ближайшем будущем, например, чтобы решить, может ли человек свободно использовать импланты, искусственные органы и другие улучшения, даже если они не показаны ему по медицинским основаниям. Ведь это не простые девайсы, а предметы, которые становятся неотторжимой частью организма. 

Напоследок расскажем о планах «Кибатлетики». Проводить Кибатлон одновременно с Паралимпийскими играми – совершенно правильная сверхзадача, это события равного калибра, им и идти рядом. Включить кибатлон в «Игры будущего» – тоже вполне справедливо.  

Вы слышали об «Играх будущего»? Нет? Материал будет ждать в следующем номере «Я – МОГУ!». Пока назову лишь некоторые дисциплины: «Робототехника», «Киберспорт», «Гонка дронов», «Экзоскелеты», «Дополнительная и виртуальная реальность».  

Странно, что их называют «Играми будущего». Ведь это сегодняшняя реальность.  

Андрей Кокарев


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932