Версия для слабовидящих

ПАВЕЛ КРЫСАНОВ

ГЛАВНОЕ – НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ!

Как жить активной жизнью несмотря ни на что, журналу «Я – МОГУ!» рассказал опытный бегун и ультрамарафонец – 51-летний Павел Крысанов. У Павла – ДЦП, из-за осложнений он почти не слышит, но уверен, что все барьеры и преграды у человека исключительно в голове. Еще несколько лет назад Павел даже не предполагал, что судьба так плотно свяжет его с марафонским бегом. Сегодня за его плечами – 27 марафонов (26 шоссейных и 1 трейловый) и 40 полумарафонов не только по России, но и по всему миру. Его общий километраж на официальных забегах давно перевалил за 3500 км, а мечтой остается участие в легендарной гонке Comrades (самый массовый в мире легкоатлетический пробег на сверхмарафонскую дистанцию 90 км в ЮАР. – Прим. ред.) и развитие собственного бегового проекта «Бегу по республикам бывшего СССР».

Из психолога – в марафонцы

По образованию Павел – психолог, какое-то время работал по профессии в своей родной школе для слабослышащих детей, а затем – на разных должностях в разных организациях. Был и садовником, и оператором по сканированию архивных документов. Признается, что ни в детстве, ни в молодости спортом не интересовался, даже был освобожден от занятий по физкультуре в школьные и студенческие годы. Бегать начал в студенчестве, на третьем курсе педагогического университета, обучаясь там по специальности «сурдопедагогика и специальная психология».

— Я почувствовал большую потребность в беге, – вспоминает он. – Из-за отсутствия полноценного слуха учеба была для меня сплошным стрессом, требовала очень больших умственных и нервных усилий, особенно при сдаче экзаменационных сессий. Так что бег по 30–40 минут в день был настоящим спасением, снижающим уровень нагрузки. Но вначале я даже представить себе не мог, что человек может пробежать больше 10 километров. Скажи мне тогда, что я – будущий ультрамарафонец, посмеялся бы только.После окончания университета, работая в разных организациях, продолжал пробежки, правда, уже не так регулярно, как хотелось бы. Интерес к бегу то появлялся, то угасал. Тем не менее бег мной воспринимался как прекрасная возможность для приведения своих мыслей и эмоций в порядок, стал для меня своего рода медитацией.

Годы шли стремительно. Ближе к 45 годам на просторах фейсбука Павел познакомился с тренером Московского Бегового Клуба Ильей Ковалевым, который не только вдохновил его на серьезные занятия бегом, но и убедил участвовать в марафонских стартах. Ведь никогда не поздно начать, надо только правильно к ним готовиться!

— Я посетил несколько групповых занятий в манеже ЦСКА, стал консультироваться с опытными бегунами, штудировать литературу по беговой тематике, у меня появился первый опыт систематических занятий по бегу. Вскоре оздоровительные пробежки переросли в настоящее увлечение, тем более что мое физическое состояние позволяло заниматься этим видом физической активности. Жизнь стала более насыщенной и разнообразной: 1–2 раза в неделю я посещал групповые занятия в беговом клубе для незрячих «Мы вместе», а в ноябре 2016 года впервые решился на свой первый марафон. Дело было в Сочи: 10 км я пробежал за 5:30:08. Было невероятно трудно, буквально сквозь боль и усталость заставил себя добраться до финиша. Но тогда я еще не верил, что смогу постоянно участвовать в марафонах. Потом постепенно втянулся.

Каждый марафон – словно отдельно прожитая жизнь

— Свое лучшее время 4:45:59 я показал на Казанском марафоне в мае прошлого года, этому способствовали не только мои упорство и воля, но и ровная трасса и благоприятная погода, – рассказывает Павел. – Теперь мечтаю о времени 4:30, и это для меня будет лучшим достижением. Хотя я понимаю, что для большинства бегунов это весьма посредственный результат, но для меня важнее не результат, а возможность преодолеть непростую дистанцию и немного улучшить свое время, насколько позволяют мои силы и возможности. Самое сложное начинается на марафоне после 30–35 км, когда тебя покидают силы и падает темп. В этот момент происходит непростая борьба с самим собой. Ведь марафоны – это не только про спорт, но и про психологию. Марафоны меня укрепили не только физически, но и духовно.

«Я бежал рядом с американкой, которая толкала коляску с сыном. У сына была тяжелая форма ДЦП… Я был просто поражен силе их духа. Такие примеры невероятно вдохновляют»

— Бег еще прекрасен тем, что его можно совмещать с путешествиями. Мне посчастливилось поучаствовать в забегах во многих городах России и зарубежья. Бегал марафоны и полумарафоны в Санкт-Петербурге, Омске, Владивостоке, Казани, городах Золотого кольца, Минске, Бресте, Киеве, Кишиневе, Алматы, Ереване, Тбилиси, Париже, у озера Иссык-Куль и в столице американского штата Колорадо – Денвере. Свой 10-й, юбилейный, марафон я пробежал в Белграде, а 20-й был в Афинах, по легендарной исторической трассе из деревни Марафон с финишем на стадионе в столице Греции. Помню, когда я стартовал, бежал рядом с американкой, которая толкала коляску с сыном. У сына была тяжелая форма ДЦП. Многие бегуны, пробегая мимо этого тандема, аплодировали им. Я был просто поражен силе их духа. Такие примеры невероятно вдохновляют.

— Постепенно дорос и до ультрамарафонов. Вначале пробежал два раза по 50 км, потом два раза участвовал в 6-часовом забеге «Ночь Москвы» на велотреке в Крылатском. Пытался бегать два раза по 90 км. Первый раз получилось «сбегать заочно». Из-за отмененного Elton Ultra-Trail (единственный в России ультрамарафон в зоне полупустыни, проходит около озера Эльтон в Волгоградской области. – Прим. ред.) организаторы предложили пробежать онлайн. Таким образом за 13,5 часов я преодолел 6 кругов по 15 км в окрестностях… собственной дачи. А вот во второй раз 90 км я уже бежал в реальных условиях полупустыни вокруг соленого озера Эльтон в ночное время, с налобным фонариком на голове. Неровная трасса со сложными и непредсказуемыми препятствиями стала настоящей борьбой. Помню, как после 60 км я еле дышал, перешел на шаг и финишировал, превысив лимит в 13 часов. Ноги вроде могли продолжать бежать, а организм на фоне общего физического переутомления сопротивлялся. В трудные моменты я вспоминал и неоднократно повторял про себя слова Эрнеста Хемингуэя: «Раз уж начал – побеждай», и это меня поддерживало каким-то образом. Иногда появлялось «второе дыхание», в этот момент я мог продолжать бежать в более-менее сносном темпе. Было очень обидно и досадно, но опытным путем я выяснил, что мне лучше бегать по шоссе и днем в нежаркую погоду. В апреле этого года преодолел свои первые 100 км (40 кругов по 2,5 км) в питерском Парке Победы (за 15:38) в рамках суточного забега «Эверест». Для меня это был не только забег, но и благотворительный проект «Бегу за тех, кто не может». Цель была собрать 1 млн рублей на нужды благотворительного фонда развития инклюзии в спорте #БольшеЧемМожешь (удалось собрать 428 тысяч рублей). Делать добро оказалось очень приятно!

Павел отмечает, что, готовя себя к ультрамарафонским гонкам, в глубине души он всегда надеется, что марафоны будут преодолеваться легче и быстрее. – Почти два года я тренируюсь под онлайн-руководством тренера Антона Дюкарева. Еженедельно получаю от него план и беговые треки с темповыми и пульсовыми значениями на каждом километре, а он отслеживает выполнение в специальном приложении и дает рекомендации. В следующем году я планирую пробежать Иркутский марафон, заодно впервые увижу легендарное озеро Байкал. Также в ближайшие годы надеюсь продолжить свой проект «Бегу по республикам бывшего СССР».

— Не надо забывать, что мы, спортсмены с физическими особенностями, бегаем больше для души и не относимся к спорту высших достижений. Дома, а я коренной москвич в третьем поколении, бегаю в основном в своем Тимирязевском районе. Любимые места – лесопарк рядом с домом и парк «Дубки». По воскресеньям у меня длительная тренировка на 1,5–2 часа, тогда я стараюсь для разнообразия выезжать в другие места: на ВДНХ или Воробьевы Горы, люблю бегать по набережным Москвы-реки – от Москва-Сити до Котельнической набережной. Иногда, когда требуется выполнять длинные темповые отрезки от 500 метров, тренируюсь на пешеходной Лиственничной аллее.

— Среди моих знакомых бегунов есть слабослышащие и неслышащие, например слепоглухой паратриатлет Алексей Горелов. Андрей Зайцев из Ростова-на-Дону успешно бегает с последствиями ДЦП полумарафоны и пытается освоить марафонскую дистанцию. Кирилл Перевощиков из Ижевска неплохо бегает короткие и средние дистанции. Но в целом бегунов в физическом состоянии, как у меня, не так много, и не все они могут бегать, находясь в подобном положении. В идеале для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с ограниченными возможностями здоровья нужно создавать беговые клубы с адаптированной программой. Такие есть, например, в США – беговой международный клуб Ахиллес. Что касается России, то люди, как я, в основном тренируются сами, консультируясь с тренерами, либо состоят в беговых клубах в общем потоке. По воскресеньям в Лужниках бывают тренировки для подопечных фонда #БольшеЧемМожешь, который занимается как раз инклюзивным любительским бегом и привлекает людей с разными формами и степенями тяжести ДЦП к участию в забегах. Безусловно, бег не всем подходит по здоровью, но его можно заменить другими видами физической активности: велосипедом, скандинавской ходьбой, плаванием. Важно понять: чтобы улучшить здоровье, необязательно бегать марафоны, каждый для себя сам решает, какую максимальную дистанцию пробежать. Надо просто начинать с малого и двигаться дальше. Главное – не останавливаться!

«Надо просто начинать с малого и двигаться дальше. Главное – не останавливаться!»


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932