Версия для слабовидящих

«Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»

Второй инклюзивный форум Агентства стратегиче-ских инициатив (АСИ) под названием «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» прошел в апре-ле в Сургуте. «Ну и новость!» – можете подумать вы. Мало ли у нас в стране проходит разных форумов! Всё они там совещаются, болтовней занимаются, а мы тут со своими проблемами как были, так и остаемся. Чи-тать не буду. Опять эта страна сплошных советов…

Такое мнение имеет право на жизнь. Но к данному событию это никак не относится. Мы сами в этом убедились, побывав в Сургуте и приняв участие в форуме. И можем авторитетно заявить: у этой «болтовни» будет серьезное продолжение, а сформулированные решения поэтапно воплотятся в жизнь. К такому выводу мы пришли, потому что, во-первых, на форуме собрались компетентные люди, которые непосредственно работают в инклюзивном образовании на разных уровнях и досконально знают вопросы, о которых говорят; во-вторых, задачи, поставленные перед ними, предусматривали поиск конкретных решений; а, в-третьих, результаты работы форума должны лечь в основу программы действий сразу нескольких ведомств федерального уровня, занимающихся темой инклюзии.

Идея была в том, чтобы создать масштабный документ «Транзитный маршрут жизни человека с особенными потребностями», охватывающий все стороны жизнедеятельности и жизнеобеспечения таких людей. Поэтому сначала нужно было максимально полно описать необходимые потребности для всех возрастных периодов жизни такого человека: как они реализованы сейчас и – самое главное! – как мы считаем правильным, чтобы они были реализованы в ближайшем будущем (к 2035 году). Мало того, не просто описать, чего мы предполагаем добиться, но и понять, каким образом этого можно достичь, выработать инициативы, предложения, которые сделают возможным реализацию этого совместного видения специалистов. Это ли не единственно правильный государственный подход к решению стоящих задач?! Именно поэтому созданный на форуме документ должен служить ориентиром, стратегическим планом для всех ведомств, учреждений, их руководителей и сотрудников в сфере инклюзии.

Как АСИ решало эту грандиозную задачу? Путем коллективного мозгового штурма. Собравшиеся в Сургуте специалисты были разбиты на 40 различных групп по десять человек, каждая из которых работала над своей конкретной темой или элементом уже упомянутого «маршрута жизни». Разбивка была по возрастным категориям (от 0 до трех лет, от трех до семи и от семи до 18 лет) и по областям (самореализация, здоровьесбережение, социализация). Участники подробно описывали все элементы, из которых складывается благополучие в выбранных областях и возрастных периодах. А затем определяли самые важные из этих элементов. Над каждой темой параллельно работали две группы, анализируя сначала текущую ситуацию, а затем приступая к описанию того, чего хотели бы достичь к 2035 году. Результаты работы двух параллельных групп объединялись. На следующих этапах лидеры групп обсуждали достигнутые результаты и фактически собирали «транзитный маршрут» из элементов, выработанных в группах. Финальная стадия предусматривала презентацию суммированных предложений ареопагу из профильных руководителей высшего звена.

В итоге набралось очень много дельных и важных предложений по всем направлениям. Для примера приведем несколько:

– создание цифрового портфолио каждого ребенка (оцифровка индивидуального образовательного маршрута с доступом к нему ребенка, школьных педагогов, специалистов психолого-педагогического состава, родителей);

  • закрепление на законодательном уровне понятия «ребенок с особыми образовательными потребностями»;
  • создание системных требований для всех коррекционных школ;
  • образовательный модуль обучения общению, коммуникации, развития межличностных отношений, приземленный на возрастные группы с индивидуальными и групповыми занятиями;
  • обучение школьников общению в соцсетях и инклюзивному блогингу;
  • Выготская карта (образовательные учреждения, учреждения культуры, НКО и бизнес) для выбора образовательных программ, отсутствующих в школе;
  • специализированные ярмарки предложений (под Выготскую карту);
  • мастер-классы и стажировки у работодателей;
  • нахождение медицинского работника в образовательном учреждении ежедневно в течение учебного дня;
  • геймификация процессов профилактики и информирования;
  • рейтинговая система мотивации для работодателей.

Мы очень надеемся, что именно такие перспективы ждут нас в будущем и уже в скором времени все смогут ощутить результаты от реализации разработанных на форуме АСИ предложений, которые будут заложены в основу стратегического развития всей области инклюзии.

Андрей Кокарев
Фото: Татьяна Мастерова/Пресс-служба АСИ


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932