Версия для слабовидящих
До Министерства семьи, труда и соцзащиты я имела опыт работы в профсоюзной сфере и пришла на новое направление полная энтузиазма и азарта к работе. Будучи очень современным человеком, активным пользователем соцсетей, интернета, различных гаджетов, я была поражена количеством программ и документов под каждую отдельную меру социальной поддержки и немедленно решила создать объединенную информационную систему, которой удобно пользоваться. Сегодня это кажется совершенно естественным, а ведь совсем недавно такого не было и в помине! На информационных системах базируются все направления нашей деятельности: выплатная соцподдержка, обслуживание населения, занятость, банк детей-сирот и т.д. Мое желание расширить сферу деятельности вылилось в то, что Министерство труда и соцзащиты получило в свое ведение сначала вопросы занятости, потом гранты для НКО в социальной сфере. Гранты были у нас до 2021 года, так что я считаю, что нам удалось раскачать этот сектор и именно благодаря нам он сейчас такой мощный в Башкортостане. С 2020 года к нам присоединили все детские дома и опеку. И на сегодняшний день наше министерство – одно из крупнейших в стране в своей отрасли. Я убеждена, что объединение многих направлений под одной крышей – правильная политика, поскольку эти направления тесно переплетены и как бы поддерживают одно другое. Поэтому многие межведомственные вопросы решаются легче и быстрее.
Еще одно достижение – это развитие негосударственного сектора. Мы еще в 2015 году все услуги на дому передали некоммерческим организациям, в 2019 году у нас появились сертификаты на реабилитацию детей-инвалидов, а в текущем году – сертификаты и на взрослую реабилитацию. В итоге в республике появилось 73 новых реабилитационных учреждения, которые дополнили работу государственных центров, обеспечив доступность услуги в районах, откуда инвалиды не могли самостоятельно добираться из-за их удаленности. К тому же ведь есть такие люди, которые априори считают, что в государственном секторе хуже обслуживание, чем в частном. Это совершенно не так, мы это доказываем своей работой, хотя, пожалуйста, выбор есть всегда. И не только выбор, но и конкуренция, которая позволяет улучшать качество социальных услуг.
В 2017 году я подписала первую концессию в стране на создание пансионата для пожилых. В одном из сел мы отдали неработающий детский сад под такой пансионат, и с тех пор появилось еще четыре подобных крайне востребованных учреждения. А теперь представьте себе: если бы мы это делали за счет государства, то из бюджета пришлось бы потратить не менее миллиарда (!) рублей на строительство зданий. Сегодня мы оплачиваем концессионерам предоставляемые населению услуги, контролируем их качество и… все! То есть не занимаемся кучей бытовых проблем по содержанию пансионатов и не участвуем в самом процессе оказания услуги. Так и должно быть в идеале, потому что подменять собой всех и вся государство не имеет права.
Да, именно так. Бизнес во многих вопросах намного эффективнее. Он найдет возможность построить что-то дешевле, купить что-то дешевле, быстрее внедрит какие-то инновации. Например, когда мы передали надомные услуги, их список немедленно изменился за счет пополнения именно теми из них, которые были максимально востребованы. И мы вдруг узнали, что одним требуются услуги плотника, чтобы починить шкаф/стул/стол, другим – разнорабочего, чтобы вскопать огород и т.д. Этих услуг раньше в реестре не было. К тому же подобная частная организация в сфере услуг для населения, работающая «под присмотром» государства, как оказалось, пользуется большим доверием населения, чем просто частная фирма. Почему? Именно из-за контроля со стороны государства. Куда идти жаловаться на частную фирму, которая сама по себе? Только в полицию, суд. А те, кто работают с нами, рискуют не получить бюджет на следующий год в случае плохого исполнения своих обязанностей. Поэтому им невыгодно плохо работать «на глазах» у своего нанимателя. Подытоживая ваш вопрос, могу сказать, что мои главные достижения за прошедшие годы – это автоматизация, увеличение сфер влияния и рост негосударственного сектора.
«Могу сказать, что мои главные достижения за прошедшие годы – это автоматизация, увеличение сфер влияния и рост негосударственного сектора»
О себе так говорить не очень хорошо, но без лишней скромности скажу, что многие мои коллеги из других регионов спрашивают меня, как удалось добиться такого результата? Вот бы нам ваши возможности… Я всегда отвечаю, что дефицит ресурсов – это сильный мобилизующий фактор, помогающий идти по пути оптимизации расходов.
«Когда коллеги из других регионов спрашивают, как удалось добиться такого результата, я всегда отвечаю: дефицит ресурсов – это сильный мобилизующий фактор, помогающий идти по пути оптимизации расходов»
В итоге мы добились компактной и оптимальной структуры, сократили штаты, упразднили ряд учреждений. Чем человек в управлении города или района, считающий пособия для многодетной семьи или ветерана, отличается от сотрудника пенсионного фонда, который начисляет пенсию? Да ничем! А ведь он госслужащий. Такой работник не несет никаких управленческих функций, он простой исполнитель. Зачем же он должен работать в госаппарате, который должен заниматься регулированием отрасли? В результате реформы мы упразднили местные центры соцзащиты, создали единый выплатной центр в форме ГКУ, который и поныне здравствует. На тот момент это было прямо-таки дерзко, а сегодня к нам обращаются за передачей опыта даже из Москвы. Конечно, надо сказать, что поначалу реформа, предусматривавшая перевод госслужащих в некоммерческие организации, была сопряжена с недопониманием со стороны многих людей и в первую очередь самих госслужащих. Но я четко понимала, ради кого мы работаем и кому делаем лучше. Также я понимала, что территориальный принцип хуже функционального, поскольку не позволяет развиваться организациям на местах. Когда мы передали отделения для пожилых и инвалидов крупному интернату, руководство было в шоке, в каком они были состоянии. Но в результате вытянули их на свой уровень, придали им динамику – и эта система зажила новой жизнью. И потом, я считаю, что важнейший элемент движения вперед – это конкуренция, а она невозможна на территориальном уровне. Конкурировать можно только по функционалу. Возможность выбора поставщика услуг придает импульс всем участникам: производитель борется за качество, а получатель выбирает тех, кто лучше. И наши реформы доказали, что мы на правильном пути. Когда в 2016 году на совещании в руководстве республики главы районов подтвердили, что население осталось довольно изменениями, у меня отлегло от сердца.
О себе так говорить не очень хорошо, но без лишней скромности скажу, что многие мои коллеги из других регионов спрашивают меня, как удалось добиться такого результата? Вот бы нам ваши возможности… Я всегда отвечаю, что дефицит ресурсов – это сильный мобилизующий фактор, помогающий идти по пути оптимизации расходов.
«Когда коллеги из других регионов спрашивают, как удалось добиться такого результата, я всегда отвечаю: дефицит ресурсов – это сильный мобилизующий фактор, помогающий идти по пути оптимизации расходов»
Надеюсь, что связь есть. Здесь свою роль сыграла конкуренция, которая неожиданно для нас самих расцвела среди некоммерческих организаций после того, как мы делегировали им многие направления деятельности в социальном секторе. У нас действуют и благотворительные фонды, и региональные общественные организации, и автономные некоммерческие организации. Туда ушли многие опытные сотрудники госсектора. По итогам 2022 года в рейтинге Минэкономразвития России по уровню развития негосударственного сектора в социальной сфере Башкортостан занял первое место! Мы к этому шли целенаправленно в течение целого ряда лет, постоянно поднимаясь с 25-го места!
Из благотворительных фондов хочу отметить «Территорию счастья». Мы участвуем практически во всех мероприятиях этого фонда: это и Аксаковская елка, и Бал маленьких принцесс, и Академия «Территория женского счастья» и другие. Во многом фонд продолжает традиции, которые были заложены еще в XIX веке. Особо подчеркну, что руководитель фонда Каринэ Владимировна Хабирова придерживается правила приглашения и на Елку, и на Бал только тех ребят, кто на этих мероприятиях еще не бывал. Чтобы не получилось так, что мы проводим эти праздники для одного и того же круга. Участвуют в них дети-инвалиды самых разных нозологий, квоты распределяются по районам, которые помогают привезти детей. Списки курирует наше министерство. А в этом году главой Башкортостана было решено устранить небольшой «крен» в сторону девочек, поэтому Патриотический слет с 20 по 22 сентября прошел в том числе и для наших будущих защитников Отечества.
Открытая Академия «Территория женского счастья» – уникальный проект, создающий в Республике Башкортостан пространство и сообщество для женщин разных возрастов и интересов, предоставляющие им возможность заявить о себе и своих способностях, обрести ценные знания, получить помощь и поддержку, найти что-то новое для преображения как собственной жизни, так и жизни своей семьи.
Алина Хабирова придумала и внедрила замечательную социальную акцию «Погуляй со мной»: маломобильные граждане получили возможность выйти на улицу, пройти в торговый центр, в музей, на культурное мероприятие в сопровождении помощника
У нас много фондов, АНО, проектов. И, как я уже говорила, все мы помогаем друг другу, работаем в таком симбиозе. Например, Центр социальных технологий «Ломая барьеры», который проводил одноименный инклюзивный детский фестиваль, стоял у истоков форума-выставки «Ломая барьеры», который в этом году проводится в третий раз. Кстати, в рамках этого Центра Алина Хабирова придумала и внедрила поистине замечательную социальную акцию «Погуляй со мной», когда маломобильные граждане получают возможность выйти на улицу, пройти в торговый центр, в музей, на культурное мероприятие в сопровождении помощника.
Форум «Ломая барьеры» за короткий срок стал поистине всероссийским. Но я бы вообще проводила подобные форумы в каждом районе, в каждом городе – собирая всех: и производителей технических средств реабилитации, и медицинские и реабилитационные учреждения, и представителей власти, и самих инвалидов, ради которых все и работают. Мы создаем на форуме праздничную и одновременно деловую атмосферу, в которой можно выйти на решения всех насущных вопросов. На одной площадке встречаются все заинтересованные стороны. Можно услышать мнение: «Да ну, мешанина какая-то». Нет! Где они все вообще еще могут встретиться? А самое главное, что власть тут же, прямо на месте выявляет и решает многие проблемы, касающиеся и образования, и туризма, и трудоустройства, и реабилитации и т.п.
У нас много фондов, АНО, проектов. И, как я уже говорила, все мы помогаем друг другу, работаем в таком симбиозе. Например, Центр социальных технологий «Ломая барьеры», который проводил одноименный инклюзивный детский фестиваль, стоял у истоков форума-выставки «Ломая барьеры», который в этом году проводится в третий раз. Кстати, в рамках этого Центра Алина Хабирова придумала и внедрила поистине замечательную социальную акцию «Погуляй со мной», когда маломобильные граждане получают возможность выйти на улицу, пройти в торговый центр, в музей, на культурное мероприятие в сопровождении помощника.
Форум «Ломая барьеры» за короткий срок стал поистине всероссийским. Но я бы вообще проводила подобные форумы в каждом районе, в каждом городе – собирая всех: и производителей технических средств реабилитации, и медицинские и реабилитационные учреждения, и представителей власти, и самих инвалидов, ради которых все и работают. Мы создаем на форуме праздничную и одновременно деловую атмосферу, в которой можно выйти на решения всех насущных вопросов. На одной площадке встречаются все заинтересованные стороны. Можно услышать мнение: «Да ну, мешанина какая-то». Нет! Где они все вообще еще могут встретиться? А самое главное, что власть тут же, прямо на месте выявляет и решает многие проблемы, касающиеся и образования, и туризма, и трудоустройства, и реабилитации и т.п.
Конечно, большую. Могу отметить системную работу ООО «Газпром трансгаз Уфа», с которым наше министерство сотрудничает уже с 2012 года. Одним из ярких примеров взаимодействия стал уже упомянутый социальный проект «Ломая барьеры», объединивший здоровых ребят и детей с ограниченными физическими возможностями. Проект перерос границы Республики Башкортостан и стал межрегиональным праздником талантов и дружбы.
Теперь о программах компенсации. ВЭБ.РФ с 2020 года на основании постановления правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1492 об общих требованиях к нормативным и муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление грантов/субсидий производителям товаров, работ, услуг, реализует проекты социального воздействия. Например, коммерческая организация берется за удовлетворение социального запроса на какую-то услугу или разработку новой технологии. Если проект признается независимой экспертной комиссией успешным, то регион из своего бюджета в качестве гранта компенсирует этой организации затраты на его реализацию.
Так, у нас в республике совместно с АО «ПОЛИЭФ» (входит в состав СИБУРа) мы реализовали проект социального воздействия «Новые возможности», направленный на трудоустройство людей с ментальными нарушениями. Начинали обсуждения еще в 2022 году, в 2023-м – запустили этот проект, а в этом году открыли центр дневной занятости людей с ОВЗ «РИТМ», где обустроили трудовые мастерские. Кроме того, проект «Новые возможности» сопряжен с проектом «сопровождаемого проживания», цель которого – помочь молодым инвалидам из приютов перейти в самостоятельную жизнь.
В случае признания независимой комиссией проекта успешным, в 2025 году республика рассмотрит возможность включения такой новой услуги в реестр госуслуг.
Мы сами не можем выдумать услугу, она должна быть жизненной, отвечать запросам населения. И именно здесь важную роль играет частный сектор, который первым откликается на спрос, как только видит его.
Приведу пример. Есть такая НКО «Чистотел». Необычная очень история. Мы с вами не ощущаем проблемы в том, чтобы принять душ, сходить в баню. А ведь вокруг столько лежачих больных, которые лишены этой простейшей процедуры годами! Даже для их родственников организовать «помывочный день» бывает серьезнейшей проблемой. И вот Владислав Насретдинов придумал такую совершенно новую тему: мыть лежачих больных. И теперь при помощи передвижных кроватей, систем подвесов он дарит такую радость, что нельзя описать словами. Люди прямо плачут от счастья.
Есть у нас в республике и интересные туристические маршруты, которые сегодня мы развиваем с соблюдением всех требований «доступной среды». И здесь нам тоже помогает бизнес. Доступ инвалидов к уникальной Аскынской пещере, где сохранился реликтовый ледник, обеспечило НКО: отремонтировало дорогу через болотную топь, провело электричество, установило юрту для отдыха, туалет. Магнитогорский металлургический комбинат сделал лестницу, «Вертолеты России» купили ступенькоход для летнего и снегоход для зимнего времени. И сейчас мы уже более 200 воспитанников районных ПНИ провели этим маршрутом! Вот пример государственного, общественного и частного партнерства.