По мнению Алины Жекамуховой, сегодня музей рассматривается уже не как «просто хранилище артефактов и произведений искусства» – это образовательные центры, культурные пространства. – Становится все более очевидным, что в основе полноценного понимания искусства и связанных с ним эстетических переживаний лежит понятие мультисенсорной интеграции. И наша цель – превратить музей в настоящее путешествие во времени и пространстве без ущерба для экспонатов. Без сомнения, новые технологии, печатные 3D-копии, звуковое сопровождение, визуальные образы, взаимодействие с пространством с помощью виртуальной реальности представляют нам, музейщикам, широкие возможности. В результате зрячие и незрячие, слышащие и неслышащие, мобильные и маломобильные посетители – все получат возможность найти свой способ взаимодействия с предметами культуры.
Эксперты добавили, что пока российские музейные пространства делают в этом отношении первые шаги – только начинают предоставлять тактильный доступ к коллекциям. Но в самом ближайшем будущем можно ожидать настоящего расцвета мультисенсорики, виртуальной реальности в музеях. – К сожалению, на сегодняшний день большинство экспонатов остаются лишь частично доступными, а то и совсем недоступными для незрячих людей, особенно если отсутствует тифлокомментарий или тактильные копии, – добавила Светлана Телицына. – Но отрадно, что таких гостеприимных музеев, как, например, «Гараж», становится все больше. И, конечно, нельзя забывать, что, если незрячий или слабовидящий человек пришел в музей, он имеет такое же, как зрячий, право на доступ к информации.