Версия для слабовидящих


Искусство помогать

Ежедневно, занимаясь домашними делами, идя на работу или просто общаясь, мы используем две руки. И даже не замечаем этого. А если представить, что руки не стало?

То, что раньше представлялось обыденным – завязать шнурки, нарезать хлеб, пришить пуговицу, сделать зарядку – становится практически неразрешимой проблемой. А если нет обеих рук? Тут уже встает вопрос о возможности самого себя обслуживать.

Многие люди в такой ситуации опускают руки, впадают в депрессию. Но это неправильно, сегодня есть решение. Современный уровень развития технологий протезов позволяет восполнить практически все функции руки. При этом очень важно изготовить протез удобным и функциональным, чтобы человек ощущал его продолжением своего тела. И это очень сложная задача. Поэтому протезирование – это искусство. Искусство помогать, исправлять человеческие судьбы. Поставить его на поток невозможно, работа по протезированию должна выполняться с учетом индивидуальных особенностей, уверен протезист более чем с 50-летним стажем, автор инновационных разработок и изобретений, руководитель Лаборатории инновационного протезирования и ортезирования ФГУП «ЦИТО» Левон Рубенович Киракозов.

tsito 0681 1

Татьяна Акопян, 48 лет

«Мне знакомые порекомендовали Левона Рубеновича, как лучшего протезиста, и я приехала к нему из Ростова. Мы сделали косметический, рабочий, основная функция которого спортивная, и бионический протезы. Первое, что меня спросил Левон Рубенович, чтобы я хотела делать этими протезами. И я начала плакать, потому, что это первый протезист, который меня об этом спросил. Я сказала, что моя мечта – сделать стойку на руках, и он сделал соответствующий протез. Теперь я делаю стойку на руках, спокойно занимаюсь йогой, тхэквондо, заняла 4-е место по Москве в пулевой стрельбе. Теперь я не задумываюсь, что у меня протез. Я живу своей жизнью, а не жизнью с протезом. А протез он просто есть, потому что нужен и удобен. Теперь у меня две руки. Я считаю, что нужно делать протезы и добиваться как можно больших достижений. Люди смотрят на нас и думают: «Он может это в протезе, значит и я смогу». Поэтому своим примером мы повышаем качество жизни всех людей».

Левон Рубенович, что такое инновационное протезирование?

Прогресс в области технологий искусственного интеллекта позволил создать устройства, значительно повышающие качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья – протезы с микропроцессорным управлением. Протезы кистей рук, например, дают возможность нарезать продукты, делать кофе, поднимать предметы и многое другое.

Предположим, человек потерял кисть руки. Она работает и с мышцами предплечья, которые остались нетронутыми, но частично атрофировались, так как остались без работы. Мы подключаем эти мышцы к процессору, и они по-прежнему управляют кистью, естественно, уже механической.

Протезы кисти руки с моторами в каждом пальце, позволяют провести протезирование при различных типах ампутации, даже если у человека не хватает одного пальца.

Современные методики колерования косметических протезов позволяют сделать протез практически не отличимым от здоровой руки, даже вены можно показать.

tsito 0589 1

Нина Гусарова, 6 лет и ее мама Елена

«Мы у Левона Рубеновича сделали уже 2 протеза: рабочий, который нам помогает в спорте, косметический – для красоты и сейчас делаем бионический протез. Наш первоначальный посыл был – возможность заниматься спортивной гимнастикой. Рабочий протез со специальными насадками помогает Нине полноценно выполнять все спортивные элементы, кроме виса на перекладине. За прошедший после протезирования год, Нина вышла в спорте на другой уровень, стала занимать призовые места на соревнованиях, и я очень надеюсь, что со временем она станет призером паралимпийских игр. Если говорить про косметический протез, то у девочки просто появилась красивая рука. Это произведение искусства, продолжение ее руки. Нина с удовольствием носит его с платьями и красивыми нарядами, чтобы блеснуть на праздниках. Окружающие и не замечают, что у нее протез. Левон Рубенович располагающий, деликатный человек, прирожденный дипломат, у него очень комфортно протезироваться, тем более ребенку», - говорит Елена Гусарова, мама Нины.

Как строится Ваша работа с пациентом?

С пациентом нужно быть, прежде всего, честным. Тем более с людьми, перенесшими такую тяжелую и физическую, и психологическую травму, как потеря руки. Всем подробно рассказываю, какие возможности на сегодняшний день существуют. Что человек сможет делать сам, а чего, к сожалению, нет. Например, он никогда не сможет профессионально играть на рояле, но для себя – пожалуйста.

Хотя в практике был такой случай. Обратился виолончелист, потерявший большой палец правой руки. Сложный случай – вычленение сустава у основания большого пальца. Для него было очень важно продолжить концертную деятельность. Изготовили протез, который позволил это сделать. Причем окружающие не замечали, что у человека протез.

Не существует двух совершенно одинаковых травм, как и одинаковых людей. К каждому человеку нужно подходить индивидуально. Не только оценивать его физиологические возможности, но и найти подход к его душе. Ведь понимание нужно не меньше, чем сам протез. И это – принципиальная позиция. С гордостью могу сказать, что за все время работы мы не сделали двух одинаковых протезов.

Протезист обязательно должен проникнуться задачами, стоящими перед пациентом. Кто-то хочет сам себя обслуживать, кто-то мечтает заниматься спортом, кому-то нужна только эстетика – чтобы окружающие не догадывались, что руки нет. И это все абсолютно разные протезы, в которых используются принципиально различные компоненты и по задачам, и по сложности.

При изготовлении мы используем не только все лучшее, что есть в мировом протезировании, но и существенно расширяем, дополняем эти технологии. Мы, например, можем комбинировать комплектующие различных производителей и отечественных, и иностранных. В итоге получается именно тот результат, который ожидает пациент. Изготовление протеза – это наша совместная с пациентом работа.

tsito 0698 1

Любовь Давидонис, 22 года

«Я художник, окончила архитектурный колледж на художника-реставратора и сейчас учусь в Московском городском педагогическом университете на педагога изобразительного искусства. Я протезируюсь с 13-лет, но протезы, которые мне изготавливали, я не носила. Мне было неудобно, протезы не соответствовали моим запросам, а так как я активный человек, они просто сковывали мои движения. И я решила, что без них удобнее, и даже в какой-то момент совсем от них отказалась. Потом я попала к Левону Рубеновичу. Мы сделали косметический, рабочий и бионический протезы. Идя на протезирование, мне хотелось вспомнить, что такое что-то делать своей рукой, что такое ходить летом в платье с короткими рукавами и не привлекать к себе ненужного внимания. И вот сейчас, когда я получила все три протеза, тем более и бионический, я могу делать все то, что и обычные люди с руками. Теперь никто не замечает, что у меня нет руки и я не чувствую себя чужим человеком в этом обществе. Недаром пациенты называют Леона Рубеновича «Микеланджело протезирования».

Вы автор более 30-ти изобретений в области протезирования. Что это за изобретения? Почему Вы стали этим заниматься?

В 90-е годы большинство применяемых насадок к рабочим протезам были иностранного производства. Они были дорогие, и поэтому малодоступны пациентам. Мы разработали свои насадки, при этом и номенклатуру расширили.

Или, например, косметический протез. Его основная функция эстетическая. То, что не видно, что у человека нет руки – это уже очень важно. Но человеку нужно, расписываясь, придержать протезом лист бумаги, или, расплачиваясь в магазине, придержать бумажник. А это уже функции протеза. Поэтому мы разработали функционально-косметический протез кисти. И так далее.

То есть каждый раз идет запрос от пациента. И это большая ответственность. Важно не просто разработать, а сделать так, чтобы люди могли этим пользоваться. Когда пациент говорит, что он чего-то не может, например, заниматься йогой, я всегда отвечаю: «Сможете! Вы сможете все, что захотите! Главное подобрать нужные протезы».

Не смотря на обстоятельства, человек должен продолжать заниматься любимым делом, а мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы ему в этом помочь.

 

Автор: Андрей Кокарев.

Фото: Александр Скворцов.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932