Версия для слабовидящих

Для творчества нет границ

На одной из московских улиц есть здание, мимо которого трудно пройти, не задержав внимание. И дело не в его архитектурных особенностях. Из окон слышны оперное пение, звуки фортепиано. Музыкальная школа? Но вывеска выглядит совершенно нестандартно: Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ). В чем же ее специализация? Как выяснилось, это единственное в нашей стране высшее учебное заведение в сфере культуры для людей с ОВЗ. Не дожидаясь Дня открытых дверей, журнал «Я – МОГУ!» заглянул в гости к ректору Академии Елене Алексеевне Пахомовой.

Нашей специализированной Академии искусств уже 32 года. Она является ведущим и единственным в области искусства учреждением по инклюзивному образованию, потому что у нас учатся 30% ребят с инвалидностью. Всего у нас 300 человек, не имеющих проблем со здоровьем, приходится 92 студента с ограниченными возможностями здоровья: это инвалиды по слуху, зрению, с проблемами опорно-двигательной системы и общей нозологии. Все ребята с сохранным интеллектом. У нас работают преподаватели с громадным опытом работы, некоторые здесь со дня основания. Ведь вначале Академия была создана как центр реабилитации творческих инвалидов, а затем уже стала институтом, позже получила статус Академии искусств.

Чему у вас учатся ребята?

У нас представлено три вида искусств: музыкальное, театральное и изобразительное. А факультета четыре, так как есть еще факультет работы с иностранными гражданами. Их на сегодняшний день 86 студентов, в основном из Китайской Народной Республики. У жителей Поднебесной очень востребовано получение классического музыкального, европейского образования. Именно такое мы и предлагаем. Наши педагоги имеют звания заслуженных и почетных работников культуры, народных артистов, есть среди них лауреаты различных конкурсов и даже академики Российской академии художеств и Российской академии образования. Педагоги – самая главная наша ценность! Есть и молодые преподаватели, и те, кто работает здесь уже десятилетия. Вот такое разнообразие опыта и знаний получают наши студенты.

Всего у нас двенадцать кафедр. По высшему образованию представлены все уровни: бакалавриат, магистратура, специалитет, ассистентура-стажировка и аспирантура. На музыкальном факультете мы ведем подготовку исполнителей. Это игра на классических и народных инструментах, вокальное искусство – оперное пение. Кроме кафедр есть еще и созданные нами музыкальные коллективы. Это и наши оркестры, в состав которых включены слабовидящие и слепые музыканты. Инклюзивный оперный театр осуществляет постановки, где заняты студенты из театрального и музыкального факультетов. На театральном факультете у нас две специальности: артист театра и кино и артист эстрадного жанра. На факультете изобразительных искусств две кафедры: дизайна и живописи. В этом году был очень высокий конкурс – пять человек на место. К сожалению, пока нет общежития, это проблема для ребят, которые приезжают из регионов. Но мы обращаемся к другим вузам, они помогают нашим студентам с размещением.

Как учитывается специфика работы с таким не вполне обычным контингентом?

Академия полностью оборудована всем необходимым. Вся доступная среда целиком соблюдена, начиная от пандусов, лифтов и заканчивая брайлевскими табличками, которые размещены по всем лестницам и перед кабинетами. В нашей структуре есть отдел переводчиков русского жестового языка для слабослышащих и неслышащих студентов. Кроме этого, у нас есть социальные работники, есть педагог-психолог, специaлист по трудоустройству.

ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА ПАХОМОВА

Я родилась в семье педагога. Мой папа преподавал математику в сельской школе. Но не только это послужило стимулом. У меня был уникальный педагог дополнительного образования в начальной школе, по-простому говоря на продленке, – Сара Ивановна, и я хотела быть, как она. Вот такое сильное детское желание.

Я окончила математический факультет, потом преподавала в школе и в вузе. На протяжении долгого времени работала в регионе, была заместителем губернатора, зампредседателя правительства в Кузбассе. Работая там, я курировала вопросы образования, науки, культуры и спорта. 

Мне нравится моя работа. Она дает возможность помогать людям. Моя позиция: «Возможно все, просто на невозможное требуется больше времени!»

«Возможно все, просто на невозможное требуется больше времени!» 

– ректор Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) Елена Алексеевна Пахомова

На базе нашей Aкадемии создан РУМЦ – ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях культуры. У нас есть центр непрерывного образования для всех учреждений культуры России. Мы предоставляем возможность повышения квалификации для специaлистов, которые рaботaют с людьми с инвалидностью. У нaс также создан проектный офис инклюзивных лабораторий для всей страны. Все это дает дополнительные возможности нашим ребятам и преподавателям социaлизировaться, включaться в крупные, знaчимые проекты. Вот сейчас многие наши преподаватели отсутствуют, потому что находятся в Армавире.

 

Что они там делают?

В рамках проекта Министерства культуры РФ мы выиграли грант «Инклюзивный дом искусств» для пяти регионов. Я недавно вернулась из Воронежа. Мы приезжаем в регион и рассказываем о нашей Академии, даем мастер-классы, вовлекаем в этот процесс всех, кто интересуется искусством, a затем делаем большое совместное мероприятие, концерт, который позволяет нашим ребятам и ребятам из регионов выступить на одной сцене и подводит итоги нашей работы. После таких выездных мероприятий число желающих поступить к нам заметно возрастает. 

Удается ли при таком количестве студентов сохранить индивидуальный подход? Ведь это особенно важно для людей с ОВЗ.

Для нас абсолютный приоритет – сохранить индивидуальный подход к каждому студенту, не важно, с инвалидностью он или нет. Опыта у педагогов много, и они прекрасно понимают, как работать с ребятами, чувствуют, что вот это – подойдет, а вот это – не работает совсем. Педагоги даже умеют успокаивать перед выступлением своих учеников. Самое главное – таких педагогов не терять. Среди нашего профессорского состава есть те, кто сами отучились в нашей Академии, защитились. Например, профессор Виталий Валерьевич Калицкий или Ольга Валентиновна Баде, лауреат международных конкурсов, профессор кафедры инструментального исполнительства музыкального факультета. Кстати, она органистка.

Я забыла сказать, у нас есть орган! Мы пока не давали концерты из-за пандемийных ограничений, но в скором времени планируем возобновить их и, в частности, популяризировать этот замечательный инструмент. Вот такие у нас педагоги, знающие специфику нашей Академии. А вообще наши студенты – это наши дети. Отчисления тоже бывают, но только не среди студентов, имеющих инвалидность. Они слишком сильно замотивированы на учебу и быстро и глубоко впитывают материал. Вот слабослышащие ребята, помимо учебы, вовлечены во все театральные проекты. У них очень плотный гастрольный график.

Как с вашей Академией могут познакомиться желающие учиться? У вас бывают Дни открытых дверей?

Конечно, Дни открытых дверей обычно бывают три или четыре раза за учебный год, когда мы показываем Академию, рассказываем о ней. Также с нами можно познакомиться и в режиме онлайн. Очень важно, что у нас еще есть подготовительное отделение, и в этом году мы приняли ребят с инвалидностью на 20 мест. В рамках обучения на этом отделении ведется подготовка к поступлению и дальнейшему обучению в нашей Академии.

«Не нужно ожидать, что мир будет вертеться вокруг тебя. Надо самому идти на контакт с этим миром, самому быть инициатором общения»

– аспирант РГСАИ Денис Агабабян

Проект Министерства культуры Российской Федерации «Инклюзивный дом искусств» реализует Российская государственная специализированная академия искусств. В рамках проекта вуз, который является лидером инклюзивного образования в России, создает новые возможности для самореализации детей и развития инклюзивного творческого процесса.

В пяти регионах России (Воронежской, Московской областях, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и Москве) проходят мероприятия для поддержки и продвижения молодых дарований с инвалидностью.

24–25 октября в Армавире на базе Специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей прошли мастер-классы по инструментальному и вокальному исполнительству, которые провели ведущие преподаватели Академии.

Ярким завершением проекта «Инклюзивный дом искусств» в Краснодарском крае стал инклюзивный концерт, который состоялся на камерной сцене театра при участии воспитанников детских школ искусств края, студентов Краснодарского музыкального колледжа, Консерватории КГИК и студентов РГСАИ.

«Для нас абсолютный приоритет – сохранить индивидуальный подход к каждому студенту, неважно, с инвалидностью он или нет»

Денис Агабабян

аккордеонист, аспирант РГСАИ

У меня за плечами и музыкальная школа, и колледж. Вопрос, куда именно поступать, передо мной не вставал. Я знал, куда хочу поступить. Конечно, есть другие вузы. Но мне было важно, что именно здесь существует определенный подход не только в преподавании, но и в специальном техническом оснащении. Приведу пример. Когда я только поступил, я достаточно хорошо еще видел, и по моей просьбе Академия закупила несколько электронных больших луп, благодаря которым я тогда мог читать ноты. Не каждый вуз из-за одного студента пойдет на такие траты и с таким вниманием отнесется к потребностям первокурсника.

Не могу сказать, что здесь легко и просто учиться. Здесь нужно много работать, проявлять инициативу, постоянно быть в контакте с преподавателями. Если кто-то хочет качественного образования, то придется выкладываться полностью, а не надеяться только на педагогов. Качество образования и технические возможности здесь на высоком уровне, что в современном мире очень важно.

В прошлом году я окончил музыкальный факультет, поступил в аспирантуру и продолжаю обучение на теоретическом направлении. А еще я являюсь сотрудником Академии, занимаюсь переводом нот по Брайлю для незрячих. Создаю уникальную информационную электронную базу, благодаря которой незрячие могут разбирать ноты. Того, что есть в интернете, на практике совершенно недостаточно.

Как возникла потребность в таком проекте? Мне понадобились ноты, которых нигде не было. Начал искать – и пришла мысль кардинально решить вопрос: сделать это самостоятельно и помочь другим музыкантам расширить свой репертуар. Невозможно играть все время одно и то же. Я предложил Академии свою помощь в выполнении этой работы. Сегодня существуют всевозможные технические средства, плюс мои знания в программировании. Также мы договариваемся с университетами других стран о предоставлении программных продуктов, сотрудничаем с издателями нот – они снабжают нас необходимыми файлами. Как я это делаю? Поступают заявки от студентов и преподавателей, я их обрабатываю, устанавливаю конкретный срок в зависимости от объема и сложности произведения. И скрупулезно перевожу ноты в Брайль. Вот так репертуар расширяется. Появляются новые произведения, доступные слепым, и их можно разбирать и играть. Соответственно, за счет того, что появляются произведения современных авторов, повышаются уровень и качество образования.

У меня прекрасные отношения со всеми студентами. Не нужно ожидать, что мир будет вертеться вокруг тебя. Надо самому идти на контакт с этим миром, самому быть инициатором общения. Ведь существующая в нашем вузе инклюзивная среда создается не только благодаря здоровым, но и тем, кто в ней, собственно говоря, нуждается.

Мои любимые композиторы: из столпов музыки – это Бах, из русских – Сергей Рахманинов, а из современных – баянист Вячеслав Семенов.

Алексей Степанов

студент пятого курса по классу фортепиано

Для нас, студентов, созданы все условия и для хорошей учебы, и для возможности проявлять себя вне стен Академии. Например, недавно выступал в Воронеже. Я являюсь лауреатом многих конкурсов. Играем там, куда приглашают: на Кипре, в Испании. Но после ковидных ограничений возможностей для самореализации стало намного меньше. Сейчас активная жизнь восстанавливается, тому подтверждение – поездка в Санкт-Петербург на фестиваль «Шаг навстречу». Я вообще люблю участвовать в конкурсах, даже там, где обычные музыканты играют. Хочется перенимать опыт, чувствовать конкуренцию. Это очень подстегивает в профессиональном смысле.

Учась в Академии, я стал увереннее в своих силах. Труд преподавателей даром не проходит. Я учусь у Юлии Пaвловны Антоновой, декана музыкального факультета. Педагогический состав здесь уникальный. Вот представьте: зрячий человек видит мир, поэтому задачу ему объяснить проще, а нам – совсем другое дело. Нам надо объяснить так, чтобы мы поняли. Вот я являюсь инвалидом I группы по зрению с рождения, у меня нет представления об элементарных вещах: например, как дома стоят, как выглядят улицы. И педагоги делают все возможное, чтобы показать, открыть нам этот мир! Дать ассоциации, с помощью которых мы бы почувствовали произведение, как его надо исполнять. Можно услышать: «Пальцы в этом произведении должны бегать по клавишам так, как будто бисер падает на пол, а не как товарный поезд едет по мосту». И сразу приходит понимание, улавливаешь настроение композитора, его чувства.

Музыка окружала меня с детства. Мама слушала разную музыку, радиоприемник был включен всегда. У меня было игрушечное пианино, на котором я и начал играть, вслушивался буквально в каждый звук. Один раз наступил в лужу и говорю: «до-диез!» Или муха пролетела, а для меня это нота «фа». Каждая нота ассоциировалась с определенным предметом. Хотя мне в детстве врачи вообще ставили тугоухость. Я на погремушку не повернулся, и врач сделал поспешный вывод. Но родители видели, что я не глухой. Пригласили педагога, и я начал осваивать нотные азы. Потом стал обучаться в филиале Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания в музыкальном классе для слепых и слабовидящих детей. И сразу после школы пришел поступать сюда.

В этих стенах уникальная атмосфера. Особенные педагоги, проживающие жизнь каждого студента вместе с ним. Даже после окончания ученики не перестают общаться со своими наставниками, тянутся к ним за советами, не хотят расставаться. И педагогам небезразличны наши судьбы, кто как устроился, где живет, как работает. Контакты сохраняются на всю жизнь. Я настроен продолжить учебу, а потом поступить сюда же в ассистентуру. Хотя у студентов есть и сейчас возможность подрабатывать, нам регулярно присылают вакансии. Но я решил пока все силы отдать учебе, а уже потом с чистой совестью буду искать работу.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932