Версия для слабовидящих

AR TUTOR: обучение без ограничений

Одним из вызовов современности – социальная адаптация и реабилитация людей с ментальными нарушениями. О том, как эффективно решать возникающие в этой рассказал Егор Козловский – директор АНО Центр «Без ограничений», член общественной палаты Московской области.

Как все начиналось

Первым шагом в создании обучающих платформ стала разработка детских интерактивных книг с дополненной реальностью.

— Несколько лет назад мы придумали и выпустили иллюстрированную книгу-азбуку с технологией дополненной реальности: «Азбука 2.0». Каждая буква там была представлена животным, которому посвящено небольшое стихотворение. В нашей «Азбуке» звери спорят, хвастаются, шутят, рассуждают, – словом, передают человеческие эмоции и попадают в прекрасно знакомые нам ситуации. Получился уникальный образовательный проект дошкольного обучения, сочетающий традиции русской классической детской литературы, мастерство художников-иллюстраторов и самые современные цифровые технологии.

Дополненная реальность превратила книгу в интересную игрушку и серьезный образовательный инструмент.

Процесс взаимодействия ребенка с книгой максимально прост: если на рисунок направить камеру смартфона или планшета, то на экране статичная картинка «оживает», демонстрируется короткий мультфильм, звучит музыка, а голос диктора читает стихотворения, которые написал для «Азбуки» Кирилл Манаков. В качестве «дикторов» выступили наши любимые артисты, звезды: Армен Джигарханян, Елизавета Боярская, Геннадий Хазанов, Леонид Агутин, Полина Гагарина, Алсу, Эвелина Бледанс многие другие. Ну, и конечно, активное участие принял мой брат, артист театра и кино Данила Козловский. И, представьте, к нам стали поступать отзывы от родителей «особенных» детишек. Оказывается, дополненная реальность помогала им воспринимать и усваивать информацию. Эвелина Блёданс рассказала, что ее сын, страдающий синдромом Дауна, с помощью «Азбуки» выучил буквы, чего долго не удавалось добиться «традиционными» методиками.

Терапевтическо-образовательный AR Tutor

Специалисты обратили внимание на такой своеобразный «терапевтическо-образовательный» эффект дополненной реальности, и с 2017 года в Центре «Без ограничений» начались разработки платформы AR Tutor.Мы предположили, что дополненная реальность может способствовать образованию и реабилитации детей с ментальными нарушениями, поможет им освоить жизненные навыки. Мы постоянно были на связи с родителями «особенных» детей и специалистами – психологами, педагогами, дефектологами, логопедами. Искали правильные подходы, пробовали разные варианты. В результате, на выходе получили 10 приложений, направленных на освоение различных жизненных навыков.

В основном, приложения – это наборы разнообразных ситуаций, в которые может попасть ребенок. Мы закладываем шаблоны правильных действий. Чем больше таких шаблонов, тем лучше ребенок социализируется. Дополненная реальность здесь создает эффект присутствия, помогающий максимальному погружению в тему. Процесс обучения контролирует искусственный интеллект, на каждом этапе проводится тестирование, с помощью которого мы видим реальный прогресс.

На сегодняшний день уже выпущены приложение "Изучение реальности”, помогающее особенным детям познавать этот мир, предметы, которые нас окружают ежедневно и то, как с ними взаимодействовать. Приложение «Осознание действий»уже несколько лет помогает детям в освоении простых ежедневных действий и расширении глагольного словаря. Программа « Гардероб» учит подбирать одежду в соответствии с сезоном и социальной ситуацией. Отдельно хотелось бы сказать о приложении «Коммуникатор». Это своеобразный разговорник для неговорящих детей: ребенок набирает с помощью иллюстрированных карточек предложение, а коммуникатор его озвучивает. Это значительно расширяет возможности общения детей, имеющих проблему с речью.

И, наконец, наша новинка – это платформа, в которой собраны сразу несколько приложений. Помимо этого, с помощью искусственного интеллекта платформа подбирает ровно те занятия, которые соответствуют текущим знаниям и умениям ребенка. Сейчас на платформе представлено 2 модуля: «Безопасность» и «Гражданин». Оба этих приложения направлены на изучение правил безопасного поведения как с домашними предметами, так и в общественных и социальных ситуациях. Мы планируем пополнять контент платформы, у нас есть целый запас идей, подобранных специалистами под нужды детей. В планах разработки – 25 приложений, озвучим 3 из них.

Курс «Распорядок дня» поможет детям в планировании и проведении своего дня. Ребенок узнает, что делать по утрам, когда завтракать, обедать, ложиться спать… Приложение « Я и мое тело» служит для изучения ребенком своего тела и осознания себя. Для лучшего запоминания мы использовали яркие рифмованные тексты. Я бы еще отметил программу «Кулинария». Сначала ребенок видит вкусное блюдо, затем в дополненной реальности мы показываем ему продукты, из которых эта вкусняшка готовится. Ребенок отмечает, что из продуктов уже есть дома, а что еще нужно купить. Сначала он повторяет действия в пространстве дополненной реальности, а затем приступает к настоящему приготовлению, разумеется, под присмотром взрослых.

— Вы знаете, сколько в России детей с ментальными нарушениями? Миллион семьсот тысяч! Это разнообразные расстройства аутистического спектра, задержка психического и речевого развития, умственная отсталость, синдром Дауна, детский церебральный паралич, синдром дефицита внимания и гиперактивности. При отсутствии должной социальной дети и их родители оказываются вычеркнутыми из социума. Они не могут работать, не могут участвовать в общественной жизни.

При этом существуют достаточно эффективные методики, позволяющие вернуть к полноценной жизни значительную часть пациентов. Внедрение таких методик требует значительных затрат и, что, пожалуй, более важно, большого количества специалистов, владеющих всем реабилитационным инструментарием.

Мы предложили дополнение к традиционным технологиям реабилитации – мобильную цифровую платформу AR Tutor. Фактически мы оцифровали самые современные методики и поместили их в обычный смартфон или планшет. Искусственный интеллект помогает проводить занятия и оценивать их результативность. Платформой могут пользоваться как специалисты-реабилитологи, так и родители для занятий в домашних условиях!

Дополненные технологии реабилитации

Одновременно с практической работой по созданию новых приложений проводились исследования воздействия дополненной реальности на процесс обучения. И основным отличием технологий обучения с использованием дополненной реальности от «традиционных» методик оказалось одновременное воздействие на все каналы восприятия: визуальный (видео, анимация, иллюстрации), аудиальный (голос диктора, диалоги, музыка, спецэффекты) и кинестетический (манипуляции с карточками и гаджетом).

В результате информация быстро запоминается и усваивается, а ребенок приобретает полезные навыки, улучшает речь и развивает абстрактное мышление. То, что AR Tutor получился удобным, интуитивно понятным и эффективным инструментом, говорят за себя цифры. Так, на август 2021 года совокупное число пользователей всех приложений AR Tutor составило более 17 тысяч человек. Нам было крайне важно обеспечить доступность платформы. Сейчас все приложения платформы AR Tutor полностью бесплатны для пользователей. Для нас это не бизнес, а, скажем так, общественный долг. Мы сотрудничаем с ведущими специализированными организациями: АНО «Наш солнечный мир», Родительской общественной организацией «Подари надежду», Московским городским психолого-педагогическим центром, Центром инклюзии «Эквалайс», Коломенским детским Домом интернатом Центр «Шаг в инклюзию» и многими другими.

Гарик бульдог Харламов на презентации проекта
«МЫ УЖЕ СОБРАЛИ И ПОДГОТОВИЛИ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ И НАДЕЕМСЯ, ЧТО УЖЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ ПОЛУЧИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ»
Позитивный эффект AR Tutor подтвержден практическими испытаниями. Достигнутые показатели были отмечены в отчёте Минтруда России. Так, у 74% детей отмечено повышение уровня мотивации к обучению (инициация игры, способность осуществлять выбор). У 89% повысились способности к сосредоточению, к партнёрской игре и к соблюдению правил. Более чем у 74% наших подопечных улучшились когнитивные способности, так что мы можем авторитетно заявить, что наш AR Tutor работает!
Леонид Рошаль на презентации AR Tutor

Надо добавить, что AR Tutor вызвал не только значительный общественный резонанс, но, более того, вышел на обсуждение на самых верхах. Мы получили одобрение не только профильных учреждений, специалистов, но и даже лично Президента РФ,. Первыми отметили важность и уникальность разработки врач Леонид Рошаль и академик РАН Любомир Афтанас. А в 2020 году, на встрече в Череповце, перспективность проекта одобрил и сам Президент. Уже в следующем году мы получили Грант мэра Москвы на реализацию платформы, а также соглашение Минпромторга России на рассмотрение вопроса по финансированию проекта. Понятно, что без государственной поддержки двигаться дальше будет довольно тяжело.

Пока мы осуществляем разработку проекта своими силами, на общественных началах. Мы уже собрали и подготовили все необходимые документы и надеемся, что уже в следующем году получим долгожданную поддержку. Можно сказать, что мы на «низком старте» ожидания. Субсидии для большого будущего позволят совершить прорыв и выйти на другой уровень для дистанционной реабилитации. В любом случае, мы намерены развивать AR Tutor.

Мы работаем в сотрудничестве с реабилитационными центрами, детскими домами, инклюзивными классами и классами коррекции, центрами содействия семейному воспитания и другими учреждениями и организациями. В ближайшее время запланировано 12 мероприятий: встреч на различных площадках, семинаров, мастер-классов. Для нас это – обратная связь, которая позволит сделать AR Tutor лучше, удобнее и эффективнее.

Данила Козловский

Вместе со своей командой, мой родной старший Брат Егор создал абсолютно уникальную вещь! Это мобильная платформа для обучения и социальной адаптации деток с ментальными нарушениями ARTutor. В платформу входит множество мобильных приложений, каждое из которых помогает ребенку понять окружающий мир, приобрести новые жизненные навыки и знания, ощутить себя нужным.  

Родители таких детей смогут лучше понять своего ребенка, оценить его текущий уровень развития и следить за прогрессом. Искусственный интеллект помогает организовывать и проводить занятия. Система тестирования постоянно оценивает усвоение полученных знаний и навыков. Платформа будет полезна и специалистам-реабилитологам, и родителям для самостоятельных занятий. 

До сих пор никто ничего подобного в России, да, и, наверное, в мире, не создавал и не делал. Горжусь, работой Брата и его команды. По-настоящему! 

Беседу вела Татьяна Бутурлина
Фотограф: Федор Юдин


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932