Версия для слабовидящих

Ирина Безрукова

Все начинается с малого!

Знаменитая актриса стала профессиональным тифлокомментатором. О творческих планах, популяризации редчайшей профессии в России и о том, как помочь незрячему увидеть красоту театра, Ирина рассказывает в интервью «Я – МОГУ!».

Мы встречаемся с известной актрисой театра и кино, а теперь еще писательницей Ириной Безруковой на презентации ее первой книги «Жить дальше», написанной в период пандемии. В последнее время Ирина не так часто появляется на публике, и эта встреча с поклонниками получилась особенно душевной. Собравшиеся задавали ей множество вопросов о творческих планах, увлечениях и воспоминаниях.

Ирина сразу отметила, что ее день всегда расписан по минутам, она постоянно в цейтноте, энергия бьет ключом. Профессия не позволяет расслабляться, думать о плохом, придаваться депрессии. – Когда мы все засели по домам, лишились привычного расписания, я решилась написать эту книгу, – рассказывает актриса. – И это притом, что буквально в прошлом, 2020 году, в одном из интервью я решительно заявила, что не планирую писать никаких книг, но жизнь распорядилась по-своему. Получилась автобиография, в которой я подробно изложила все самые важные события и очень надеюсь, что этой книгой смогу хоть немного кому-то помочь. Самое главное в ней – последняя глава. Я посвятила ее тем, кто как и я, потерял самого близкого человека в своей жизни. Я рассказала, что именно помогло мне тогда, в 2015 году, пережить смерть сына, и как я справлялась с болью потери.

Скажите, а, кроме написания книг, чем вы сегодня живете? Какие у вас проекты, планы?

В настоящее время я фрилансер и участвую в разных проектах. Например, я недавно снялась в клипе юного певца Гарика Зебеляна на песню «Я не буду». Когда он предложил поучаствовать в этом проекте, – исполнить роль матери маленького мальчика, которую избивает муж, песня меня тронула с самых первых нот и вызвала желание посотрудничать с артистом.

Еще одна важная для мения миссия – популяризация тифлокомментирования. В 2013 году я получила новую, редкую профессию тифлокомментатора – специалиста, который помогает слабовидящим людям «видеть» все, что происходит на сцене или экране и с тех пор этим занимаюсь. Мой дебют состоялся в сентябре, ровно 8 лет назад на спектакле «Пушкин» в Губернском театре. Пришла обычная публика и незрячие люди. Спектакль шел 3,5 часа, и первый опыт оказался удачным. Главное, что это живой комментарий, а не перевод. Я описываю, например, как открылся занавес, какие декорации, кто во что одет, кто к кому подошёл и кто в кого всадил кинжал. На западе это отработанная практика, у нас я начала эту деятельность первой.

На западе это отработанная практика, у нас я начала эту деятельность первой

Ваш проект в 2019 году стал победителем премии «Звезда театрала» в номинации «Лучший социальный проект в театре». На ваш взгляд, насколько важна профессия тифлокомментатора?

Моя главная задача, – помочь незрячим и слабовидящим людям понять, что происходит на сцене, в зале музея. И сегодня я горда тем, что и в регионах, и в городах-миллионниках, появились тифлокомментаторы. В целом я вижу, что в России, как и во всем мире, общество поворачивается лицом к людям с особыми потребностями. Оно стало к ним более милосердным. В моем детстве я не видела на улицах людей в инвалидных колясках, с белой тростью, никогда лично не была знакома с ними. Словно их просто не существовало. Сегодня о людях с ограниченными возможностями здоровья говорят в прессе, на телевидении – и это очень хорошо!

Пока, если честно, не все продюсеры и режиссеры заинтересованы в тифлокомментировании... Это же часть бюджета. Порой они обращаются к непрофессиональным людям, которые делают просто ужасный тифлокомментарий. Недавно я выступила за то, чтобы создать специальную группу, посвященную качеству в нашей профессии. Уверена, что это поможет избежать подобных случаев.


А почему вы вообще стали этим заниматься? Что дало первый толчок?

Как-то я наблюдала за съемками фильма «Реальная сказка», где участвовала Диана Гурцкая. Именно от нее я впервые услышала об этой уникальной профессии и поняла, что тифлокомментирование – тончайшая работа, которой надо учиться. В общей сложности на освоение этой науки у меня ушло два летних месяца. Есть специальная учебная программа в Институте Реакомп, которая дает навыки для подачи информации незрячим.

Ожидание чуда не менее важно, чем само чудо

Нас учили быть лаконичными и тактичными, не говорить во время диалогов и монологов, не употреблять определенные словосочетания, например: «мы видим». В этой профессии много нюансов. Множество часов было уделено постановке дыхания, дикции. Рассчитывать свой монолог необходимо как по линейке, чтобы у незрячего человека сложился полный образ того, что он, к сожалению, не видит. Но важно и не перегрузить его информацией, чтобы он мог слышать то, что происходит на сцене.

Ирина, а у вас самой есть любимые героини, о которой вы можете говорить бесконечно? Вы в детстве на кого-то хотели быть похожи?

Ассоль! Это моя любимая героиня с того момента, как я прочитала «Алые паруса». По характеру я в меру сентиментальная, в меру восторженная и романтичная, и Ассоль – абсолютно мой типаж. И я точно так же верила, что однажды на горизонте непременно появится корабль, которого я так жду.… Кстати, я до сих пор думаю, что ожидание чуда не менее важно, чем само чудо.

А как вы готовитесь к роли, вживаетесь в нее?

Я стараюсь очень вдумчиво подходить к своему герою, чтобы понять его, внедряюсь в его профессию. Однажды, когда играла врача, я посетила настоящую операцию, пусть и пластическую… Даме корректировали веки для красоты. Я чуть не упала в обморок… «Нашатырь есть?» – спрашиваю у врача, а он отвечает: «Есть. Только, когда падать будешь, пациента не раздави». Насмешил и мне стало не страшно. Отстояла всю операцию.

А для роли королевы Франции в историческом телесериале «Графиня де Монсоро», я воспользовалась своим «могущественным» положением и примкнула к группе актеров, которых учили выездке (прим. ред. дрессура или высшая школа верховой езды). Таким образом, я научилась ездить верхом, мне очень понравилось. Я даже выразила желание обучаться конкуру (прим. ред. преодоление препятствий верхом), но режиссёр не позволил. Сказал, что я ему живая нужна.

Вы сильная женщина! Вы ведь даже на необитаемом острове «выжили».

Я уверена, что в любой сложной и непонятной ситуации – главное не терять самообладания и продолжать работать. Считаю, что быть счастливым – это осознанный выбор. Если вернуться к истории литературы, люди умудрялись быть счастливыми в самые страшные моменты. Несмотря на трудности и потери им удавалось достойно перенести удары судьбы. Так что времени на уныние я стараюсь себе не давать. А насчет острова – в 2019 году я отправилась на Филиппины, чтобы принять участие в съемках реалити-шоу «Последний герой» на телеканале ТВ-3. Провела 5 недель на острове. Без еды, одежды… Буквально кашу из топора варили и спали под пальмами. Приходилось нагружать организм до предела, потом еще долго мне это аукалось…

И последний вопрос. А если пофантазировать и представить, что существует параллельная реальность. Как бы вы распорядились этой возможностью? Чем бы занялись?

Я бы, наверное, освоила ещё несколько разных профессий. И еще больше путешествовала бы, облетела весь земной шар. Но сейчас я вместе с коллегами тружусь над тифлокомментариями к редким музейным экспонатам. И вскоре в наших российских музеях появятся и тифлокоментарии, и тактильные модели для незрячих людей. Ведь се начинается с малого.

Беседу вела Татьяна Бутурлина


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932