Версия для слабовидящих
Сразу хочу оговориться, что уровень специалиста той или иной профессии гарантировать никто не может. Даже за большие деньги в раскрученных реабилитационных центрах легко наткнуться на мнимого профессионала своего дела. Поэтому очень важен его послужной список, отзывы пациентов и, конечно же, результат работы с вашим ребенком. Он должен быть реальным, а не на словах.
Итак, дефектолог. Кто это такой? Врач или педагог? Он необходим только детям с особенностями развития или полезен всем? Он может помочь только малышам или актуален и для подросткового возраста? На все эти вопросы я попросила ответить Марину Владимировну Васину, учителя-дефектолога школы «Технологии обучения», чей педагогический стаж насчитывает около 30 лет.
Задержку психического развития родители могут постараться заметить. Ребенок, который подходит к обучению в школе, должен иметь определенные навыки: видеть различия цветов, предметов, форм, соотносить количество с числом. Находить предметы, например, с формулировкой «такой же». Хорошо, если может прочитать что-то, стихи запомнить. Ребенок должен быть готов к обучению. Если он легко отвлекается, неусидчив, память плохая, восприятие и зрительное, и слуховое слабое, то ему будет непросто в классе, где сидят 30 человек. Такой ребенок даже просьбу мамы иногда не понимает или не удерживает ее в голове, а он должен будет услышать, понять и запомнить инструкцию, данную учителем даже не конкретно ему, а всему классу.
Ребенок к школе должен уже уметь анализировать хотя бы минимально. Речь должна быть развита, фонематическое (это способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова) восприятие сформировано. При отсутствии целенаправленной коррекции в дошкольном возрасте в процессе учебы в школе отставание от сверстников, если оно есть, будет только усугубляться. Тут само ничего не пройдет…
В идеале дефектолог должен быть в каждой школе, но сейчас найти в школах дефектолога – это большая редкость. Чаще можно встретить психолога, это нынче модная профессия. Есть, правда, школы, где принимают на работу дефектолога в случае, если пришел ребенок с заключением ЦПМПК (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия), в котором рекомендована работа с таким специалистом. Что делать, если дефектолога в школе все же нет, а он необходим? В этом случае можно найти нужного специалиста в психолого-педагогических центрах. В Москве такие есть в каждом районе.
Дефектолог не ставит диагноз, этим занимается врач, но дефектолог может увидеть серьезное нарушение, посоветовать родителям пройти специальные диагностические исследования и обратиться с ними в ЦПМПК, чтобы перевести их сына или дочь на другую учебную программу, которая будет по силам ребенку. Не обязательно проблемы с обучением связаны с нарушением интеллекта, умственной отсталостью, это может быть связано и с задержкой психического развития. Детям с задержкой развития трудно дается обучение, и помощь дефектолога им очень нужна. Видеть проблему своего ребенка, при этом бояться специалистов и ждать, когда уже учителя начнут ставить ребенку двойки – то есть все пустить на самотек, или помочь своему ребенку начать учиться по адекватной его возможностям программе и получать помощь дефектолога – выбор за родителями.
Многих детей, пришедших в школу с задержкой психического развития, педагоги и специалисты коррекционной службы совместными усилиями выводят на достаточный уровень. После окончании школы они успешно поступают в колледж, институт. Но в начале пути этим ребятам требуется серьезная коррекционная помощь. Для тех, кто обучается по программам для детей с нарушением интеллекта, есть возможность поступить в колледжи и перспектива найти работу.
Чтобы это понять, конечно, лучше всего сходить к психиатру. Когда ребенок приходит в школу, то и дефектолог сразу видит трудности в обучении. Есть возрастные нормы развития, есть методики, которые показывают, насколько ребенок обучаем. Конечно, руки опускать не стоит в любом случае – занятия со специалистом нужны как при задержке психического развития, так и при умственной отсталости. Стараются помочь все – и родители, и специалисты. Но есть такие случаи, когда ребенку сразу надо переходить на другую программу (имеется в виду снижение требований). Если же это не сделать вовремя, а предположим, сначала проучиться года три, то ребенок потеряет всякую мотивацию из-за трудностей, а порой невозможности совершить определенные учебные действия. Дети видят свою успешность или неуспешность.
Очень давно, когда я только пришла в профессию, мне один очень хороший невролог объяснил, что некоторым детям сразу дают программу для обучающихся с умственной отсталостью (хотя у них нет такого диагноза), потому что у них настолько тяжелые нарушения, например, одновременно и двигательных функций, и зрения, и слуха, что с каждым годом им в школе осваивать предметы будет все тяжелее и тяжелее. И нужно им помочь учиться без перенапряжения. Раньше не было компьютеров и специального оборудования, которое сейчас во многом может компенсировать проблемы с моторикой, зрением, слухом. Теперь ребенку часто дают возможность попробовать освоить более сложную, адаптированную под его возможности, общеобразовательную программу. А в случае неуспешности перейти на более низкий уровень (тогда, предполагая трудности ребенка, в своем заключении специалисты ЦПМПК пишут, что пересмотр программы нужен в случае неаттестации по нескольким предметам).
Да, ЦПМПК учитывает трудности выпускников с задержкой психического развития и рекомендует для них особые условия для сдачи экзаменов. Есть разные варианты контрольно-измерительных материалов (КИМ) для экзамена. Подросток с ЗПР будет иметь возможность при сдаче экзамена в 9-м классе получить для выполнения облегченный вариант КИМ. Кроме того, ЦПМПК рекомендует специальные условия ребенку с задержкой психического развития на период освоения основного общего образования (5–9 классы), чтобы он мог получать коррекционную поддержку. То есть если ученик испытывает трудности при освоении программы, то он продолжает заниматься с учителем-дефектологом.
Это знают учителя и информируют родителей. Мне кажется, что родители детей нашей школы очень хорошо осведомлены. Они и друг от друга узнают много полезного. Сама школа непрерывно учится. Мы, учителя, постоянно приобретаем новый опыт и всегда с удовольствием делимся им с коллегами из других учебных заведений и родителями. Задача нашей школы – выпускать ребят, которые, несмотря на серьезные нарушения и проблемы с возможностью посещать школу, могли бы конкурировать с детьми из обычных школ. Наши выпускники хорошо подкованы в информационных технологиях, социализированы, и не последнюю роль в этом играют учителя-дефектологи.