Версия для слабовидящих

ДЕТИ ВИДЯТ СВОЮ УСПЕШНОСТЬ

Есть такие профессии, о которых много кто слышал, но мало кто знает. Не все понимают, для чего они нужны и для кого, в первую очередь, они важны. В нашей новой рубрике «Профессии» мы будем знакомить читателей именно с такими специальностями, без которых невозможна полноценная реабилитация.

Сразу хочу оговориться, что уровень специалиста той или иной профессии гарантировать никто не может. Даже за большие деньги в раскрученных реабилитационных центрах легко наткнуться на мнимого профессионала своего дела. Поэтому очень важен его послужной список, отзывы пациентов и, конечно же, результат работы с вашим ребенком. Он должен быть реальным, а не на словах.

Итак, дефектолог. Кто это такой? Врач или педагог? Он необходим только детям с особенностями развития или полезен всем? Он может помочь только малышам или актуален и для подросткового возраста? На все эти вопросы я попросила ответить Марину Владимировну Васину, учителя-дефектолога школы «Технологии обучения», чей педагогический стаж насчитывает около 30 лет.

Марина Владимировна, чем занимаются дефектологи?

Васина Марина Владимировна

Дефектолог
Дефектологи бывают дошкольные и школьные. В разном возрасте детям необходима разная помощь. Дошкольный дефектолог помогает ребенку с задержкой психического развития (ЗПР) компенсировать те недостатки, которые у него имеются, чтобы он смог практически достичь необходимого уровня подготовки к школе и учиться вровень с теми, у кого нет задержки в развитии. Это основная задача. А школьный дефектолог работает в помощь учителю. Он помогает ребенку, у которого не компенсировалась задержка психического развития к началу школьного обучения, включиться в учебный процесс, помогает в освоении основных учебных навыков и, конечно, занимается коррекцией и развитием.

Значит, дефектолог – это не врач?
Нет. Это коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими отклонения в развитии.

А если мы обратим внимание на дошкольника. Многие родители не всегда могут определить задержку в развитии, зачастую думая, что это временные трудности и с возрастом «само пройдет». Что их должно насторожить в первую очередь?

Задержку психического развития родители могут постараться заметить. Ребенок, который подходит к обучению в школе, должен иметь определенные навыки: видеть различия цветов, предметов, форм, соотносить количество с числом. Находить предметы, например, с формулировкой «такой же». Хорошо, если может прочитать что-то, стихи запомнить. Ребенок должен быть готов к обучению. Если он легко отвлекается, неусидчив, память плохая, восприятие и зрительное, и слуховое слабое, то ему будет непросто в классе, где сидят 30 человек. Такой ребенок даже просьбу мамы иногда не понимает или не удерживает ее в голове, а он должен будет услышать, понять и запомнить инструкцию, данную учителем даже не конкретно ему, а всему классу.

Ребенок к школе должен уже уметь анализировать хотя бы минимально. Речь должна быть развита, фонематическое (это способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова) восприятие сформировано. При отсутствии целенаправленной коррекции в дошкольном возрасте в процессе учебы в школе отставание от сверстников, если оно есть, будет только усугубляться. Тут само ничего не пройдет…


То есть в хороших школах должен быть дефектолог, который с помощью специальных методик поможет освоить материал, догнать сверстников?
А что вы имеете в виду под хорошими школами? Элитные? Платные?
Ну, к примеру, школу «Технологии обучения», которая не платная и, насколько я знаю, не элитная, но там есть целая психолого-педагогическая служба. Дефектолог, логопед и психолог «встроены» в школьное расписание.

В идеале дефектолог должен быть в каждой школе, но сейчас найти в школах дефектолога – это большая редкость. Чаще можно встретить психолога, это нынче модная профессия. Есть, правда, школы, где принимают на работу дефектолога в случае, если пришел ребенок с заключением ЦПМПК (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия), в котором рекомендована работа с таким специалистом. Что делать, если дефектолога в школе все же нет, а он необходим? В этом случае можно найти нужного специалиста в психолого-педагогических центрах. В Москве такие есть в каждом районе.


Многие родители отказываются от помощи дефектолога, так как боятся диагнозов или того, что могут поставить умственную отсталость ребенку, который не справляется со школьной программой.

Дефектолог не ставит диагноз, этим занимается врач, но дефектолог может увидеть серьезное нарушение, посоветовать родителям пройти специальные диагностические исследования и обратиться с ними в ЦПМПК, чтобы перевести их сына или дочь на другую учебную программу, которая будет по силам ребенку. Не обязательно проблемы с обучением связаны с нарушением интеллекта, умственной отсталостью, это может быть связано и с задержкой психического развития. Детям с задержкой развития трудно дается обучение, и помощь дефектолога им очень нужна. Видеть проблему своего ребенка, при этом бояться специалистов и ждать, когда уже учителя начнут ставить ребенку двойки – то есть все пустить на самотек, или помочь своему ребенку начать учиться по адекватной его возможностям программе и получать помощь дефектолога – выбор за родителями.

Многих детей, пришедших в школу с задержкой психического развития, педагоги и специалисты коррекционной службы совместными усилиями выводят на достаточный уровень. После окончании школы они успешно поступают в колледж, институт. Но в начале пути этим ребятам требуется серьезная коррекционная помощь. Для тех, кто обучается по программам для детей с нарушением интеллекта, есть возможность поступить в колледжи и перспектива найти работу.


А как понять, что это – умственная отсталость или задержка в развитии?

Чтобы это понять, конечно, лучше всего сходить к психиатру. Когда ребенок приходит в школу, то и дефектолог сразу видит трудности в обучении. Есть возрастные нормы развития, есть методики, которые показывают, насколько ребенок обучаем. Конечно, руки опускать не стоит в любом случае – занятия со специалистом нужны как при задержке психического развития, так и при умственной отсталости. Стараются помочь все – и родители, и специалисты. Но есть такие случаи, когда ребенку сразу надо переходить на другую программу (имеется в виду снижение требований). Если же это не сделать вовремя, а предположим, сначала проучиться года три, то ребенок потеряет всякую мотивацию из-за трудностей, а порой невозможности совершить определенные учебные действия. Дети видят свою успешность или неуспешность.

Очень давно, когда я только пришла в профессию, мне один очень хороший невролог объяснил, что некоторым детям сразу дают программу для обучающихся с умственной отсталостью (хотя у них нет такого диагноза), потому что у них настолько тяжелые нарушения, например, одновременно и двигательных функций, и зрения, и слуха, что с каждым годом им в школе осваивать предметы будет все тяжелее и тяжелее. И нужно им помочь учиться без перенапряжения. Раньше не было компьютеров и специального оборудования, которое сейчас во многом может компенсировать проблемы с моторикой, зрением, слухом. Теперь ребенку часто дают возможность попробовать освоить более сложную, адаптированную под его возможности, общеобразовательную программу. А в случае неуспешности перейти на более низкий уровень (тогда, предполагая трудности ребенка, в своем заключении специалисты ЦПМПК пишут, что пересмотр программы нужен в случае неаттестации по нескольким предметам).


Мы от начальной школы двигаемся к средней, где ребят уже ждут экзамены. Дети с ограниченными возможностями могут рассчитывать на какие-то послабления? Ставят после 14 лет ЗПР?

Да, ЦПМПК учитывает трудности выпускников с задержкой психического развития и рекомендует для них особые условия для сдачи экзаменов. Есть разные варианты контрольно-измерительных материалов (КИМ) для экзамена. Подросток с ЗПР будет иметь возможность при сдаче экзамена в 9-м классе получить для выполнения облегченный вариант КИМ. Кроме того, ЦПМПК рекомендует специальные условия ребенку с задержкой психического развития на период освоения основного общего образования (5–9 классы), чтобы он мог получать коррекционную поддержку. То есть если ученик испытывает трудности при освоении программы, то он продолжает заниматься с учителем-дефектологом.

К сожалению, не все родители знают, что положено их детям, как им грамотно помочь.

Это знают учителя и информируют родителей. Мне кажется, что родители детей нашей школы очень хорошо осведомлены. Они и друг от друга узнают много полезного. Сама школа непрерывно учится. Мы, учителя, постоянно приобретаем новый опыт и всегда с удовольствием делимся им с коллегами из других учебных заведений и родителями. Задача нашей школы – выпускать ребят, которые, несмотря на серьезные нарушения и проблемы с возможностью посещать школу, могли бы конкурировать с детьми из обычных школ. Наши выпускники хорошо подкованы в информационных технологиях, социализированы, и не последнюю роль в этом играют учителя-дефектологи.


Дефектологи порой еще и родителям оказывают психологическую поддержку.
Это взаимный процесс. Педагоги обязаны все разъяснять родителям, подсказывать, поддерживать. Родители, в свою очередь, включаясь в процесс обучения, веря в своих детей, держа руку на пульсе, бывает, творят чудеса.
Не могу не спросить, а вернее, попросить практического совета для наших читателей. Например, у ребенка проблема с пересказом текста. Что делать?
Сейчас в продаже очень много пособий с яркими иллюстрациями и для дошкольников, и для школьников, где для родителей есть много полезной информации. Но самое важное – это разговаривать с ребенком! Многие родители перестали общаться со своими детьми. Часто наблюдаю картину: мама сама «сидит» в телефоне и ребенку, чтобы не приставал, дает гаджет. Поговорить с ребенком для современного родителя – это, можно сказать, подвиг. А лучше бы общаться с ребенком, задавать вопросы: «Что сегодня видел? Где ты был? Как прошел твой день?» – вот вам и пересказ. Обязательно показывать, что вам интересна эта беседа и его ответы. Не надо быть логопедом или дефектологом, чтобы общаться со своим ребенком. С детьми можно пойти в музей, в театр, на выставку, обсудить впечатления. А сколько игр существует! Игры помогают развивать речь, в том числе активизируют все мыслительные процессы.

А как вы пришли к этой профессии?
Это моя вторая профессия. На моем пути встретились люди, увлеченные педагогикой, и я пошла работать в школу. Там с удивлением поняла, что не все дети могут успешно учиться. Раньше в моем окружении были только ребята, которые, наоборот, опережали свою программу. И мне очень захотелось помочь тем, кто с трудом осваивал учебный процесс, поэтому пошла получать второе образование – дефектологическое. Сейчас не жалею об этом!

  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932