Версия для слабовидящих
По статистике Всемирной организации здравоохранения расстройства аутистического спектра выявляются у каждого 160-го новорожденного, что делает это заболевание одним из самых распространенных на планете.
Причины появления аутизма, его природа до сих пор неизвестны ученым. Одной из распространённых версий его возникновения и формирования является теория гиперчувствительности в раннем возрасте. В соответствии с ней ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) рождается гиперсенсорным, то есть сверхчувствительным: его сенсорные системы слишком активно реагируют на обычные внешние раздражители. А ведь ребенок с РАС имеет те же потребности, что и любой другой, он пытается взаимодействовать с внешним миром, но все время как будто «обжигается» о внешний мир: свет для него слишком яркий, звук слишком громкий, прикосновения дают слишком сильные ощущения.
Мир в том виде, какой он есть, становится слишком травматичен для его механизмов восприятия, поэтому в процессе адаптации к внешнему миру ребенок с аутизмом вынужден выстраивать защиту от избыточных ощущений. Фактически он настраивает свои сенсорные системы так, чтобы не травмироваться в результате избыточных ощущений, а не для того, чтобы распознавать максимум поступающей извне информации. Ту энергию, которую обычный ребенок тратит на исследование внешнего мира, аутичный ребенок вынужден тратить на защиту от его избыточного воздействия. Ему крайне сложно воспринимать поток обычной для ребенка сенсорной информации, и он строит систему восприятия, минимизирующую поток внешних данных. Его основная задача — избежать чрезмерного «сенсорного давления» на себя. В результате у многих детей с аутизмом лучше развивается периферическое зрение, а не фронтальное, они начинают пользоваться больше отраженным звуком, чем прямым, стараются избегать синтеза сенсорных каналов – снижая интенсивность ощущений.
В процессе адаптации к внешнему миру ребенок с аутизмом вынужден выстраивать защиту от избыточных ощущений.
Одним из способов защиты от избыточных ощущений, поступающих из внешнего мира, является поведение, которое очень распространено у детей с аутизмом, – аутостимуляция или стереотипное поведение. Аутичный ребенок напрямую формирует у себя заведомо знакомое ощущение, которое приятно и понятно: трясет руками перед глазами, раскачивается, издает определенные звуки или повторяет текст из знакомых мультфильмов. Иногда дети с РАС настолько качественно тренируют поглощенность определенными ощущениями (которые они получают в результате аутостимуляций), что в этот момент почти ничего «не видят и не слышат». Аутостимуляции подразделяют на замещающие и подкрепляющие. Замещающие – это когда ребенок настолько поглощен ощущениями, возникающими в результате аутостимуляций, что они полностью занимают его внимание, надолго изолируя от внешних ощущений. От такого поведения ребенка следует постепенно отучать. Подкрепляющие аутостимуляции помогают «разгрузиться», снять избыточное напряжение, не «выпадая» из текущей деятельности. Это может выглядеть так: ребенок в процессе занятий с педагогом устал и начал бегать, прыгать, трясти ручками, однако через небольшое время он успокаивается и возвращается к занятиям. Такая аутостимуляция помогает ему восстановить равновесие, снять избыточное напряжение. Мы с вами делаем то же самое во время перекура или когда пьем в перерыве чашку кофе.
К сожалению, часто у ребенка с аутизмом так и не выстраивается нормальное взаимодействие с внешним миром, не формируется возможность активного изучения внешней среды и ее закономерностей – слишком уж травматично для ребенка воздействие внешнего мира. И тогда ребенок фактически развивает только механизмы защиты, совершенствуя собственные аутостимуляции как единственное, что дает ему безусловно позитивные ощущения. Ребенок перестает изучать окружающий мир и, следовательно, перестает получать необходимый опыт, способствующий формированию естественного для человека механизма адаптации, в том числе и к социальной среде. В мире не существует лекарства от аутизма, единственный путь помощи – раннее выявление детей «группы риска» по РАС, раннее начало коррекционно-развивающей работы, ранее начало социализации – в этом и состоит одна из главных задач в системе помощи детям с аутизмом.
Есть несколько признаков, которые должны сразу насторожить родителей. Например, малыш с раннего детства не идет на руки, избегает прикосновений, не получает удовольствия от контакта с родителями или получает его странным образом. Есть такое явление, как комплекс оживления: обычно, когда мама радуется и улыбается ребенку, то малыш тоже радуется ей в ответ. Если же ответной радости нет, а вместо этого ребенок апатичен или реагирует неестественно – это неправильная реакция. Если ребенок увлечен каким-то пятном на стене или мама замечает, что ребенок радуется вовсе не ей, а ее яркому халатику (если халатик другой, то радости у малыша не возникает), стоит задуматься. Если вместо радости от взаимодействия с людьми ребенок начинает с большей радостью и увлечением взаимодействовать с неживыми объектами – это тоже тревожный признак. Стереотипные повторяющиеся движения, плохое развитие речи также могут быть признаками аутизма.
Если у родителей есть какие-либо подозрения или беспокойство, то родители могут самостоятельно, ответив на вопросы, пройти тест M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers/Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста). Он создан для оценки риска наличия расстройства аутистического спектра у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Тест можно пройти здесь: https://solnechnymir.ru/upload/files/m-chat2020.pdf
Но самое главное, если родитель обнаружил подозрительные симптомы, он должен сразу показать ребенка специалисту. Чем раньше выявлена патология развития, чем раньше начнется коррекция, тем выше вероятность позитивного результата в коррекционной работе и того, что ребенок с РАС станет полноценным членом общества.
Специалист с тридцатилетним стажем в области реабилитации людей с аутизмом, основатель и руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член Правления Международной Ассоциации “Autism Europe”, автор запатентованных коррекционных методик и Концепции комплексной реабилитации, научных публикаций в российских и зарубежных изданиях.
К счастью, сейчас в нашей стране появляется все больше организаций и специалистов, оказывающих квалифицированную помощь детям с аутизмом. Один из старейших реабилитационных центров – «Наш Солнечный Мир», отмечающий в этом году свой 30-летний юбилей. Он был создан родителями детей с особенностями и прошел путь от общественного объединения до профессионального реабилитационного центра, входящего сегодня в число самых эффективных в мире. Еженедельно профессиональную помощь здесь получают около 400 детей и молодых людей с аутизмом, а также их семьи. Для каждого подбирают индивидуальную комплексную программу реабилитации с использованием лучших зарубежных и собственных авторских методик, которые доказали свою эффективность. «Наш Солнечный Мир» первым из российских организаций был принят в международную ассоциацию “Autism Europe”, а его руководитель был избран в правление этого объединения.
Игорь Шпицберг
https://solnechnymir.ru
Центр основан в 1991 г. и один из первых в России начал помогать детям и молодым людям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями в развитии. За 30 лет работы помощь получили десятки тысяч подопечных и их родных из разных регионов России и зарубежных стран. Реабилитация в Центре позволила многим малышам пойти в обычные детские сады и школы, молодым людям начать заниматься спортом или творчеством и вести активный образ жизни. Благодаря поддержке фондов, государственным грантам и городским программам большинство детей занимаются бесплатно.