Версия для слабовидящих

ИСКУССТВО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРАНИЦ

Почему мейнстрим всегда жаждет аутсайдерского?
Искусствовед, кандидат философских наук, руководитель научного отдела фонда Ruarts Надежда Цветкович рассказывает журналу «Я – МОГУ!» об искусстве аутсайдеров, которое захватывает не только умы и сердца современников, но и их кошельки.

Понятие «ар-брют» (art brut – фр. яз. – Прим. ред.), или «грубое искусство», возникло во второй половине 1940-х годов, когда французский художник и теоретик Жан Дюбюффе начал собирать произведения заключенных психиатрических больниц, которые, по его мнению, находились за рамками не только общества, но и сфер традиционного искусства. «Эти художники черпают все… из собственных глубин, а не из условностей классического или модного искусства», – писал художник в «Манифесте грубого искусства» 1949 года. Термин «аутсайдерское искусство» впервые прозвучал в 1972 году в одноименной книге британского искусствоведа Роджера Кардинала, но был более всеобъемлющ, чем «ар-брют» Жана Дюбюффе. Сегодня, помимо художников с ограниченными возможностями здоровья или психическими заболеваниями, термин «аутсайдерское» все чаще применяется к совершенно разным группам: народным художникам, этническим меньшинствам, мигрантам, самоучкам, бездомным – тем, кто работает вне типичных тенденций мира современного искусства, игнорирует академические критерии, замещая классическое образование и художественный навык сильным внутренним творческим импульсом.

Leonora Carrington (sitting) and (from left) André Breton, Marcel Duchamp and Max Ernst with the painting “Nude at the Window” (1941) by the self-taught painter Morris Hirshfield in New York City, 1942.Credit...bpk Bildagentur/Münchner Stadtmuseum/Hermann Landshoff/Art Resource, NY. Artwork: © 2022 Robert and Gail Rentzer for the estate of Morris Hirshfield/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY

Самые знаковые для мира аутсайдерского искусства имена: Алоиз Корбац, Эльза Бланкенхорн, Эмма Хаук, Генри Дарджер, Огюстен Лесаж, Мишель Неджар, Андре Робийяр, Виллем ван Генк, Адольф Вельфли и другие. 

Художественная оценка произведения зависит от индивидуального восприятия и того переживания, которое оно вызывает у зрителя. В связи со всплеском популярности и интереса рынка к аутсайдерскому искусству были созданы две арт-ярмарки, которые привлекли толпы посетителей и большие деньги: The Outsider Art Fair (Ярмарка аутсайдерского искусства) в Нью-Йорке, отметившая в 2022 году 30-летний юбилей, и ее парижская версия.

В первом сезоне The Outsider Art Fair обслуживала нишевую аудиторию. 30 лет назад доминировал горький привкус исключения художников-аутсайдеров, публика смотрела с усмешкой на их творения, без попытки понимания их ценности. Сегодня благодаря активной образовательной и экспозиционной деятельности крупных галерей и музеев, аукционных домов общество стало осознавать значение искусства художников-аутсайдеров, которое все больше привлекает состоятельных людей и экспертов. В Смитсоновском музее американского искусства прошла ретроспектива работ Билла Трейлора (2018), Бруклинский музей обратил внимание на Джудит Скотт (2015), а на выставке «История, отказавшаяся умирать» в Метрополитен-музее были представлены картины современных афроамериканских художников-самоучек (2018).

За последние десять лет цены на работы художников-аутсайдеров выросли на 60%. И они продолжают расти: в 2018 году на Sotheby’s в Нью-Йорке рисунок Адольфа Вельфли «Der San Salvathor» (1926) ушел за $795 тысяч, побив рекорд цены на произведение ар-брют 2016 года – работу Уильяма Эдмондсона «Боксер» (1936), которая была продана за $785 тысяч.

 

Adolf Wölfli. Der San Salvathor

В 2020 году на аукционе Christie’s Outsider Art в Нью-Йорке (выручка составила $3,3 миллиона) была продана двусторонняя работа на бумаге художника-самоучки Билла Трейлора. Его рисунок «Мужчина на белом, женщина на красном / Человек с черной собакой» (около 1939–1942 годов) ушел за $507 тысяч, превысив начальную сумму в $200–400 тысяч. Работа имела голливудский провенанс: когда кинорежиссер Стивен Спилберг закончил снимать фильм по роману Элис Уокер «Цвет пурпурный» о борьбе афроамериканских женщин в прошлом веке, получившему Пулитцеровскую премию, сделал писательнице подарок.

Билл Трейлор – титан американского self-taught art (искусства самоучек. – Прим. ред.). Родившись в рабстве, он начал творить только в 1939 году, за десять лет до своей смерти в возрасте 95 лет. Некоторое признание Билл получил еще при жизни, в последующие десятилетия его репутация неуклонно росла. Сегодня работы Трейлора представлены в Метрополитен-музее современного искусства в Нью-Йорке.

Bill Traylor (circa 1853–1949), Man with Black Dog (detail), 1939–1942

В России феномен аутсайдерского искусства притягивает внимание исследователей, психологов, разрабатывающих проблемы творческого процесса, коллекционеров, галеристов и любителей искусства. Открываются новые музейные институции, появляются большие независимые выставки. В рамках ярмарки Cosmoscow 2022 при поддержке Еврейского музея и центра толерантности прошла дискуссия о включении «особых» художников в рынок современного искусства. В 2018 году журналистка Женя Штиль с художником Стасом Багсом организовали арт-резиденцию «Новые городские художники» в Санкт-Петербурге и помогают художникам из ПНИ (психоневрологический интернат. – Прим. ред.) реализоваться. Одним из самых видных русских проектов, нацеленных на просвещение в области психического здоровья, повышение психологической культуры, уровня толерантности общества и, самое главное, на социокультурную поддержку талантливых авторов и защиту их прав, является организация «Аутсайдервиль» (с 2015 года – член Европейской ассоциации аутсайдерского искусства).

 

Bill Traylor (circa 1853–1949), Man with Black Dog, 1939–1942

Кроме того, к явлениям непрофессионального искусства усиливается внимание и со стороны академического сообщества. Так, на кафедре эстетики философского факультета МГУ проводятся конференции, посвященные искусству аутсайдеров, объединяющие философов, культурологов, искусствоведов, публикуются научные статьи.

Одним из наиболее активных исследователей аутсайдерского искусства и ар-брют стал его собиратель и популяризатор Владимир Абакумов. Другой значимый участник исследовательского процесса – коллекционер, профессор психоневрологии, вице-президент фонда «ИнАРТ» Владимир Гаврилов.

Не будучи профессионалами, художники-аутсайдеры – Владимир Зороастров, Иван Коретников, Александр Лиханов, Александр Лобанов, Евгений Габричевский, Леонид Пурыгин и многие другие – обладали подлинными художественными способностями, постигая абсолютно новые художественные миры, полные чувствительности, визионерской мифологии и изобретательности. Их картины могут телепортировать каждого в неповторимую историю, которая выплеснулась из глубин подсознания.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932