Версия для слабовидящих

  • Я могу
  • Культура
  • Арт
  • 10 композиторов и исполнителей классической музыки с ограниченными возможностями здоровья, которые поразили мир

10 композиторов и исполнителей классической музыки с ограниченными возможностями здоровья, которые поразили мир

В первом номере «Я – МОГУ!» писал о 10 художниках, которые, превозмогая болезнь, внесли уникальный вклад в историю мирового искусства.

Сегодня мы продолжаем эту тему рассказом о 10 музыкантах, чье творчество поразило современников, несмотря на, казалось бы, непреодолимые жизненные трудности, с которыми пришлось столкнуться этим творцам.

Музыкальное искусство более абстрактно по сравнению с изобразительным. Однако для сочинения и особенно исполнения классической музыки требуется развитие технических способностей такого высокого уровня, что ими овладевают единицы. Сложно представить себе, как можно сочинять великую музыку, будучи глухим и не имея возможности слышать собственные сочинения, играть на рояле труднейшие пьесы пятью или даже четырьмя пальцами так, чтобы слушатель не почувствовал разницу в уровне исполнения. Но именно такие проявления человеческого гения доказывают победу духа над телесными недугами и открывают дверь в мир прекрасного для тех, кому путь туда, казалось бы, заказан.

I. Людвиг Ван Бетховен

16 декабря 1770, Бонн – 26 марта 1827, Вена

Немецкий композитор и пианист, возможно, один из величайших творцов музыки в мировой истории. В 26 лет Бетховен начал терять слух и к 44-м стал полностью глухим. Современные врачи диагностировали у него тиннитус – воспаление внутреннего уха, вызванное тяжелым инфекционным заболеванием, которое в те времена лечить не умели. Последний концерт как исполнитель Бетховен дал в 1803 году. Измученный постоянным звоном в ушах, он даже подумывал о добровольном уходе из этого мира. От самоубийства его удерживало осознание собственного предназначения: муза не покинула его. Самые значительные произведения классики, включая все 9 симфоний, Бетховен написал, испытывая глубокие страдания в попытках отделить от шума звучащую в голове музыку. Друг композитора механик Мельцель, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки, которыми Бетховен активно пользовался до прихода полной глухоты. В последнее десятилетие своей жизни Людвиг общался с помощью записок. Для того чтобы хоть как-то ощущать музыку, композитор зажимал во рту деревянную палочку и приставлял ее к роялю, чтобы чувствовать вибрации инструмента. После полной потери слуха Бетховену понадобилось некоторое время, чтобы научиться сочинять и в таком состоянии. Шесть последних сонат для фортепиано (№№27-32), четыре струнных квартета, два струнных квинтета и грандиозная Девятая симфония стали не просто лебединой песней стареющего композитора, а взрывом сверхновой для музыкального искусства XIX и ХХ веков.

II. Мария Терезия фон Парадис

15 мая 1759, Вена – 1 февраля 1824, там же

Австрийская пианистка и композитор. Родилась в семье госсекретаря и советника императрицы Священной Римской империи Марии Терезии и была названа в ее честь. 9 декабря 1762 года девочка потеряла зрение в результате нервного шока. Лучшие врачи не смогли ей помочь. Вскоре родители заметили ее интерес к музыке, а императрица наградила Марию специальной стипендией, позволившей ей брать уроки у знаменитых венских мастеров – композитора Антонио Сальери и пианиста Леопольда Козелуха. В семь лет Мария Терезия пела партию сопрано в «Stabat Mater» Перголези и аккомпанировала себе на органе. Подростком она выучила наизусть более 60 сонат и концертов для органа и фортепиано и объездила с гастролями всю Европу. Многие композиторы посвящали фон Парадис свои новые сочинения, среди них были такие классики, как Моцарт, Гайдн и Сальери. Во время поездок по европейским столицам Мария Терезия начала сама сочинять пьесы для голоса и клавишных инструментов. К сожалению, многое из написанного фон Парадис не дошло до нашего времени: в XVIII веке далеко не каждое произведение тиражировалось в типографии. Сохранились крупные работы композитора: пять опер и три кантаты. Последние 20 лет жизни Мария Терезия посвятила преподаванию: она открыла свою собственную музыкальную школу, где обучала девочек игре на фортепиано, пению и композиции. Много сил и средств она потратила на поддержку слепых, ее считают одной из основоположниц благотворительности.

III.Бедржих Сметана

2 марта 1824, Литомышль – 12 мая 1884, Прага

Великий чешский композитор и дирижер, основоположник современной чешской музыки. Его проблемы со здоровьем намного менее известны, чем болезнь Бетховена, хотя оба композитора к концу жизни были глухими. Здоровье Сметаны резко пошатнулось в 1874 году, когда композитору исполнилось 50 лет. У него начались сильные головные боли и постепенная потеря слуха – первые симптомы развившегося нервного заболевания, которое вынудило его оставить пост дирижера Национального театра в Праге. Сметана поселился на природе, в доме мужа дочери, лесничего в деревеньке близ чешской столицы. Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, начавшуюся потерю речи и памяти и прогрессирующую глухоту, он продолжил творить. В последние 10 лет жизни им были созданы 4 оперы, 2 струнных квартета, различная симфоническая и камерная музыка, а также знаменитый цикл симфонических поэм «Моя родина», ставший вершиной его творчества. Уже полностью глухой, Сметана несколько раз выступил как пианист; сбор с концертов пошел на восстановление сгоревшего здания Национального театра. С этой же целью он 28 сентября 1881 года последний раз дирижировал оркестром, будучи уверенным, что оркестранты его не подведут, а имя привлечет много слушателей. Новое здание театра открылось в 1883 году оперой Сметаны «Либуше» в присутствии автора. Работать композитор прекратил всего за несколько месяцев до смерти, которую встретил в пражской лечебнице для душевнобольных.

IV. Геза Зичи

23 июля 1849 года, дер. Старе, Словакия — 14 января 1924 года, Будапешт

Венгерский пианист и композитор. Происходил из богатой аристократической семьи, носил титул графа. В 14-летнем возрасте в результате несчастного случая на охоте потерял правую руку. Несмотря на это, не отказался от своей страсти к игре на фортепиано, и в течение двух лет, потребовавшихся для лечения раны, настойчивыми упражнениями справился со всеми трудностями игры одной левой рукой, добившись выдающейся виртуозности. Получил серьезное музыкальное образование в области гармонии, контрапункта и композиции, а в фортепианной игре совершенствовался у классика Ференца Листа, с которым выступал в дуэте, исполняя некоторые его произведения в собственном переложении для трех рук. С 17-летнего возраста гастролировал по Европе, заезжал и в Россию, где в 1889 году давал концерты в Санкт-Петербурге. Австрийский музыковед Эдуард Ганслик так отзывался о его игре: «…самое большое чудо нашего времени на фортепиано. Зичи достиг совершенства, удивительного с пятью пальцами. Он в состоянии подражать игре всеми десятью». Не нуждаясь в средствах к существованию, Зичи играл в концертах только с благотворительными целями, в которых исполнял произведения собственного сочинения: сонаты, пьесы, этюды; произведений отдельно для левой руки в то время композиторы еще не писали. Судьба была благосклонна к Зичи: он занял видное место в венгерской музыке. 43 года возглавлял Национальную консерваторию в Будапеште, был президентом Венгерской академии музыки, интендантом Национального театра и дирижером Королевской оперы. Его перу принадлежат 6 опер, балет, концерт для фортепиано с оркестром.

V. Пауль Витгенштейн

5 ноября 1887, Вена ― 3 марта 1961, Нью-Йорк
Австрийский и американский пианист. Родился в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения Карла Витгенштейна. Учился игре на фортепиано у знаменитого Теодора Лешетицкого, дебютировал на сцене в 1913 году в Вене, но уже на следующий год, с началом Первой мировой войны, ушел на фронт. Был тяжело ранен во время атаки на территории Польши и попал в русский плен. Правую руку пришлось ампутировать, однако вернувшись в Вену, Пауль последовал вдохновляющему примеру Гезы Зичи и сумел возобновить концертную карьеру. Витгенштейн достиг исключительного мастерства, играя левой рукой. Виртуозное владение техникой позволило ему успешно исполнять сочинения, сложные даже для пианиста с двумя руками. Он много гастролировал по Европе, играя собственные переложения классического репертуара для левой руки. Пианист привлек к себе внимание музыкального мира, и постепенно многие композиторы-современники начали сочинять произведения специально для Витгенштейна. Полноценные концерты для левой руки с оркестром были написаны Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Сергеем Борткевичем, Карлом Вайглем. Вскоре сложился целый репертуар для фортепиано в исполнении одной левой руки, в котором отметились такие гранды композиторского цеха, как Рихард Штраус, Бенджамин Бриттен, Эрих Корнгольд, Пауль Хиндемит и другие. Это очень помогло становлению других одноруких пианистов ХХ века – Отакару Холлману и Леону Флейшеру. В 1938 году Витгенштейн, как и многие другие представители немецкоязычной культуры, эмигрировал в США после прихода в Вену фашистов. В 1958 году Филадельфийской музыкальной академией Витгенштейну было присвоено звание Доктора музыки. Жизненный путь пианиста лёг в основу романа Джона Барчилона «Кронпринц» (The Crown Prince; 1984).

VI. Олег Каравайчук

28 декабря 1927, Киев – 13 июня 2016, Санкт-Петербург
Cоветский композитор, отличавшийся экстравагантным поведением и оставшийся непонятым современниками. Каравайчук был мало похож на земного человека. Он жил в собственном мире, где царила музыка и только музыка. Либо гений, либо сумасшедший. Советская психиатрия не смогла разгадать загадку его личности, и, хотя он периодически помещался в психиатрическую клинику, официально Каравайчук не был признан безумцем. Олег Каравайчук сочинял музыку с раннего детства, он был ярким вундеркиндом, выступавшим перед Сталиным и написавшим свой первый концерт для фортепиано с оркестром в семилетнем возрасте. Однако дальнейшая жизнь показала неспособность Олега сработаться с дирижерами, солистами-исполнителями, театральными постановщиками, и он писал, по сути, «в стол». Единственным заработком, приносившим средства на пропитание для него и матери, с которой он жил, была музыка для кино. Каравайчук написал саундтреки к более чем 150-ти документальным и игровым фильмам. Попытки выступать с концертами вызывали скандалы: Олег садился к роялю, накинув на голову простыню, мог играть лежа или стоя на коленях. Он объяснял это желанием сосредоточиться и остаться наедине со своей музыкой. Давая интервью, он мог выразить свои чувства не словами, а звуками или напевом. При всем при этом его творческое наследие, которое еще только предстоит освоить, поражает нестандартностью, яростными страстями, бурей эмоций, за которыми угадываются глубочайшие внутренние переживания роковых событий ХХ века.

VII. Евсей Гдальевич Веврик

4 июля 1919, Николаев – 11 декабря 1984, Ленинград
Cоветский композитор, педагог и пианист. Тернист был его жизненный путь: поступив в Московскую консерваторию, он заболел туберкулезом и не смог ее закончить. Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт, был трижды ранен, отморозил обе руки во время обороны Москвы. От рядового дослужился до старшего лейтенанта, получил два ордена Красной Звезды и более десятка боевых медалей. После Победы мысли о продолжении музыкальной учебы не покидали его. Но как быть с руками, которые потеряли чувствительность и почти не слушались его? Евсей принялся их разрабатывать – часами, днями, месяцами. Медленно, но верно приходила уверенность в своих силах. В 1948 году он добился поступления в Ленинградскую консерваторию. За достижения в учебе стал Сталинским стипендиатом. А пять лет спустя на его исполнении фортепианного концерта Листа на выпускных экзаменах яблоку негде было упасть. Пришла вся консерватория – студенты и профессура. Шутка ли – сложнейший концерт должен был играть тот, кто играть на рояле не мог в принципе. Маресьев от музыки – тот летал без ног, этот играет без рук… В дальнейшем Евсей Веврик связал свою жизнь с весьма специфической дисциплиной: музыкой для спортивных соревнований. Он стал работать концертмейстером и композитором в области спортивной и художественной гимнастики. Ни одно крупное соревнование – чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры – не обходились без его участия. Он создал более 200 ярких обработок музыкальных произведений для вольных упражнений гимнасток. Для некоторых спортсменок – Ларисы Латыниной, Ольги Корбут – Веврик писал оригинальные музыкальные произведения.

VIII. Томас Квастхофф

9 ноября 1959, Хильдесхайм, Германия
Немецкий оперный, камерный и джазовый певец (бас-баритон). Инвалид от рождения. В результате употребления матерью Квастхоффа во время беременности препарата талидомида от токсикоза, родился с тяжелейшей патологией: кисти рук находятся у основания плечей, ноги деформированы. Рост Квастхоффа остановился на 134 см. Однако Томас рос жизнерадостным и уверенным в себе. В 1972 году Квастхофф начал заниматься вокалом, а также брать уроки истории и теории музыки. Закончив юридический факультет Ганноверского университета (в консерваторию его не приняли, потому что юноша не мог играть на рояле), работал диктором на Северо-Германском радио. Как певец Квастхофф дебютировал в 1995 году на Баховском фестивале в Орегоне, в опере – на Пасхальном фестивале (Зальцбург) в 2003 году, где пел в «Фиделио» Бетховена. Мировая слава накрыла волной. Сегодня его изумительный голос признан во всем мире. Квастхофф концертирует во многих странах, дает по 90-100 концертов в год. Удостоен трех премий «Грэмми», золотой медали Лондонского Королевского филармонического общества, музыкальной премии Гербера фон Караяна. Мировая слава не отменяет инвалидность, но там, где медицина оказалась бессильна, музыканта выручает великолепное чувство юмора. В одном из интервью Квастхофф рассказал, как в консерватории его поздравила коллега, назвав большим артистом. Он отшутился: «Большим меня пока назвать нельзя». «Многие считают, что инвалид обязан страдать и пребывать в грусти и отчаянии. Но я не таков, отчаяние я оставил позади. Я из тех, кто говорит жизни – да! И своей легкостью пытаюсь облегчить людям общение со мной».

IX. Ицхак Перлман

31 августа 1945, Тель-Авив 
Американский скрипач, дирижер и педагог еврейского происхождения, один из самых знаменитых скрипачей второй половины XX века. Родился в семье еврейских иммигрантов из Польши в Тель-Авиве, входившем тогда в состав британской подмандатной территории Палестина; вырос в Израиле. В возрасте четырех лет Перлман переболел полиомиелитом, отчего вынужден пользоваться костылями и играет на скрипке сидя. Интерес к этому музыкальному инструменту появился у мальчика, когда он услышал концерт классической музыки по радио. Его первое выступление состоялось в 1963 году в Карнеги-Холле. Через год он уже выиграл престижнейший американский конкурс имени Левентритта. Вскоре после этого начал выступать с персональными концертами. Несколько раз он играл в Белом Доме для американских президентов. В общей сложности Перлман удостоен 16 премий «Грэмми» за исполнение разных произведений классической музыки. В начале третьего тысячелетия Ицхак начал дирижировать симфоническим оркестром. Естественно, тоже сидя.

X. Эвелин Гленни

19 июля 1965, Абердин
Шотландская перкуссионистка и композитор. В детстве училась играть на гармонике и кларнете. К 11-летнему возрасту потеряла 90% слуха, однако отказалась оставить занятия музыкой и перешла на ударные инструменты. Окончила Королевскую академию музыки в Лондоне, с тех пор активно выступает в концертах и делает записи адаптированного классического репертуара и произведений современных композиторов. Ее первая же запись Сонаты для двух фортепиано и ударных Белы Бартока получила премию «Грэмми». На концертах Эвелин Гленни выступает босиком, чтобы чувствовать вибрации пола от своего исполнения и звучания всего ансамбля в целом. Она утверждает, что обычные люди неправильно истолковывают способность слышать. Уши – не единственный орган, приспособленный для этого. Если захотеть, то можно заменить их другими частями тела. Музыкальные критики сходятся во мнении, что ее творчество осенено высшей одухотворенностью, она словно проникла в тайну звука и знает все тонкости его оттенков. Шотландская исполнительница освоила не только все ударные инструменты симфонического оркестра, но и десятки других экзотических ударных из разных стран мира. А также постоянно расширяет свой репертуар, выступая совместно со «звездами» поп и рок-музыки, такими как Бьорк, Стинг, Стив Хаккетт (из группы Genesis) или Марк Нопфлер (из группы Dire Straits). В 2004 году немецкие документалисты сняли об Эвелин Гленни фильм «Дотронься до звука».

  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932