Версия для слабовидящих
В первом номере «Я – МОГУ!» писал о 10 художниках, которые, превозмогая болезнь, внесли уникальный вклад в историю мирового искусства.
Сегодня мы продолжаем эту тему рассказом о 10 музыкантах, чье творчество поразило современников, несмотря на, казалось бы, непреодолимые жизненные трудности, с которыми пришлось столкнуться этим творцам.
Музыкальное искусство более абстрактно по сравнению с изобразительным. Однако для сочинения и особенно исполнения классической музыки требуется развитие технических способностей такого высокого уровня, что ими овладевают единицы. Сложно представить себе, как можно сочинять великую музыку, будучи глухим и не имея возможности слышать собственные сочинения, играть на рояле труднейшие пьесы пятью или даже четырьмя пальцами так, чтобы слушатель не почувствовал разницу в уровне исполнения. Но именно такие проявления человеческого гения доказывают победу духа над телесными недугами и открывают дверь в мир прекрасного для тех, кому путь туда, казалось бы, заказан.
Немецкий композитор и пианист, возможно, один из величайших творцов музыки в мировой истории. В 26 лет Бетховен начал терять слух и к 44-м стал полностью глухим. Современные врачи диагностировали у него тиннитус – воспаление внутреннего уха, вызванное тяжелым инфекционным заболеванием, которое в те времена лечить не умели. Последний концерт как исполнитель Бетховен дал в 1803 году. Измученный постоянным звоном в ушах, он даже подумывал о добровольном уходе из этого мира. От самоубийства его удерживало осознание собственного предназначения: муза не покинула его. Самые значительные произведения классики, включая все 9 симфоний, Бетховен написал, испытывая глубокие страдания в попытках отделить от шума звучащую в голове музыку. Друг композитора механик Мельцель, изобретатель метронома, изготовил слуховые трубки, которыми Бетховен активно пользовался до прихода полной глухоты. В последнее десятилетие своей жизни Людвиг общался с помощью записок. Для того чтобы хоть как-то ощущать музыку, композитор зажимал во рту деревянную палочку и приставлял ее к роялю, чтобы чувствовать вибрации инструмента. После полной потери слуха Бетховену понадобилось некоторое время, чтобы научиться сочинять и в таком состоянии. Шесть последних сонат для фортепиано (№№27-32), четыре струнных квартета, два струнных квинтета и грандиозная Девятая симфония стали не просто лебединой песней стареющего композитора, а взрывом сверхновой для музыкального искусства XIX и ХХ веков.
Австрийская пианистка и композитор. Родилась в семье госсекретаря и советника императрицы Священной Римской империи Марии Терезии и была названа в ее честь. 9 декабря 1762 года девочка потеряла зрение в результате нервного шока. Лучшие врачи не смогли ей помочь. Вскоре родители заметили ее интерес к музыке, а императрица наградила Марию специальной стипендией, позволившей ей брать уроки у знаменитых венских мастеров – композитора Антонио Сальери и пианиста Леопольда Козелуха. В семь лет Мария Терезия пела партию сопрано в «Stabat Mater» Перголези и аккомпанировала себе на органе. Подростком она выучила наизусть более 60 сонат и концертов для органа и фортепиано и объездила с гастролями всю Европу. Многие композиторы посвящали фон Парадис свои новые сочинения, среди них были такие классики, как Моцарт, Гайдн и Сальери. Во время поездок по европейским столицам Мария Терезия начала сама сочинять пьесы для голоса и клавишных инструментов. К сожалению, многое из написанного фон Парадис не дошло до нашего времени: в XVIII веке далеко не каждое произведение тиражировалось в типографии. Сохранились крупные работы композитора: пять опер и три кантаты. Последние 20 лет жизни Мария Терезия посвятила преподаванию: она открыла свою собственную музыкальную школу, где обучала девочек игре на фортепиано, пению и композиции. Много сил и средств она потратила на поддержку слепых, ее считают одной из основоположниц благотворительности.
Великий чешский композитор и дирижер, основоположник современной чешской музыки. Его проблемы со здоровьем намного менее известны, чем болезнь Бетховена, хотя оба композитора к концу жизни были глухими. Здоровье Сметаны резко пошатнулось в 1874 году, когда композитору исполнилось 50 лет. У него начались сильные головные боли и постепенная потеря слуха – первые симптомы развившегося нервного заболевания, которое вынудило его оставить пост дирижера Национального театра в Праге. Сметана поселился на природе, в доме мужа дочери, лесничего в деревеньке близ чешской столицы. Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, начавшуюся потерю речи и памяти и прогрессирующую глухоту, он продолжил творить. В последние 10 лет жизни им были созданы 4 оперы, 2 струнных квартета, различная симфоническая и камерная музыка, а также знаменитый цикл симфонических поэм «Моя родина», ставший вершиной его творчества. Уже полностью глухой, Сметана несколько раз выступил как пианист; сбор с концертов пошел на восстановление сгоревшего здания Национального театра. С этой же целью он 28 сентября 1881 года последний раз дирижировал оркестром, будучи уверенным, что оркестранты его не подведут, а имя привлечет много слушателей. Новое здание театра открылось в 1883 году оперой Сметаны «Либуше» в присутствии автора. Работать композитор прекратил всего за несколько месяцев до смерти, которую встретил в пражской лечебнице для душевнобольных.
Венгерский пианист и композитор. Происходил из богатой аристократической семьи, носил титул графа. В 14-летнем возрасте в результате несчастного случая на охоте потерял правую руку. Несмотря на это, не отказался от своей страсти к игре на фортепиано, и в течение двух лет, потребовавшихся для лечения раны, настойчивыми упражнениями справился со всеми трудностями игры одной левой рукой, добившись выдающейся виртуозности. Получил серьезное музыкальное образование в области гармонии, контрапункта и композиции, а в фортепианной игре совершенствовался у классика Ференца Листа, с которым выступал в дуэте, исполняя некоторые его произведения в собственном переложении для трех рук. С 17-летнего возраста гастролировал по Европе, заезжал и в Россию, где в 1889 году давал концерты в Санкт-Петербурге. Австрийский музыковед Эдуард Ганслик так отзывался о его игре: «…самое большое чудо нашего времени на фортепиано. Зичи достиг совершенства, удивительного с пятью пальцами. Он в состоянии подражать игре всеми десятью». Не нуждаясь в средствах к существованию, Зичи играл в концертах только с благотворительными целями, в которых исполнял произведения собственного сочинения: сонаты, пьесы, этюды; произведений отдельно для левой руки в то время композиторы еще не писали. Судьба была благосклонна к Зичи: он занял видное место в венгерской музыке. 43 года возглавлял Национальную консерваторию в Будапеште, был президентом Венгерской академии музыки, интендантом Национального театра и дирижером Королевской оперы. Его перу принадлежат 6 опер, балет, концерт для фортепиано с оркестром.