Версия для слабовидящих
Искусство и инвалидность – отнюдь не исключающие друг друга понятия. В искусстве норма исчезает, а если норма исчезает, исчезают и ограничения. Творчество дарит доступ в мир вне тела, указывает путь к духовному исцелению.
Если обратиться к истории мировой живописи, то некоторые великие художники, чьи произведения сегодня представлены в выдающихся музейных коллекциях и продаются на аукционах за миллионы долларов, страдали физическим или ментальным недугом. Их работы стали свидетельством полета их гения и чистой свободы духа без комплексов и запретов. Особенности своего развития они превратили в художественную практику для выражения своей поэтической Вселенной.
Перед вами десять уникальных историй борьбы и преодоления, признания и исполнения мечты; десять великих авторов-инвалидов, которые превозмогли болезнь и внесли уникальный вклад в историю мирового искусства.
Пьетро Доменико Оливеро родился в Турине в 1679 году. Из-за врожденного вывиха бедер ходьба будет крайне болезненной на протяжении всей его жизни. Несмотря на жизнь с ограниченными возможностями и бедственное финансовое положение, Пьетро Доменико не унывал. С юных лет он был умен и внимателен. Первые платежные документы за художественные работы, выполненные для герцога, а затем и короля Савойи Витторио Амедео II, датируются 1712 годом. Высоко оцененный двором и савойской знатью, художник активно писал туринское общество эпохи Возрождения, оставив драгоценные свидетельства пьемонтской жизни своего времени. Одним из его первых коллекционеров был Пьетро Меллареде, министр внутренних дел Витторио Амедео II, которому принадлежало 15 его картин.
Дюкорне появился на свет в семье бедняков в Лилле в 1806 году. Редкое генетическое заболевание, теперь известное как фокомелия, привело к тому, что у Луи не было ни рук, ни бедер, а на правой ступне – всего четыре пальца. Еще ребенком он подбирал с пола кусочки древесного угля пальцами ног и рисовал. При поддержке муниципалитета Лилля его отправили в Париж, где он учился под руководством Гийома Гийона-Летьера и Франсуа Жерара и получал государственную пенсию. На протяжении своей карьеры Дюкорне выполнял многочисленные заказы, в том числе от короля Франции Людовика XVIII, и был высоко отмечен современниками.
Швейцарская художница, родившаяся без рук в 1868 году, Эме Рапен создала 4000 портретов, многие из которых были приобретены музеями Лондона, Берлина, Монреаля. Несмотря на инвалидность, она стремилась к тому, чтобы в своей жизни быть максимально независимой, умело пользуясь ногами. Эме Рапен всегда была удивительно сильной, оптимистичной, веселой и щедрой личностью с невероятным чувством юмора. Она говорила, что единственное, что ее беспокоит, – это необходимость всегда носить пелерину. Девушку с ограниченными возможностями никогда не останавливали никакие трудности: она путешествовала в Италию, Испанию, Голландию, даже в Марокко и Тунис. Художница выполняла многочисленные заказы из Парижа и Лондона, поощряемые ее большим другом, армянским пианистом и композитором Стефаном Эльмасом. Известный французский искусствовед Пьер Ти охарактеризовал стиль живописи Рапен как «верленовский». Знаменитые французские актрисы Реджан и Сара Бернар желали, чтобы их портреты были написаны Эме. Рапен усердно работала до конца своей жизни и скончалась 8 мая 1956 года в Женеве в возрасте 88 лет.
Сможете ли вы превратить свою жизнь в произведение искусства? Как резюмировал близкий друг мексиканской художницы Фриды Кало, писатель Андрес Хенестроса, «она всю жизнь умирала». И в чем-то он был прав: трудно найти художника, на творчество и жизнь которого так повлияли физические страдания. В детстве Фрида болела полиомиелитом: одна ступня осталась детского размера, нога не развивалась нормально. Она хромала, и ее прозвали «искалеченная Фрида». Затем, в 1925 году, когда ей было 18 лет, она попала в серьезную автобусную аварию. Несколько месяцев девушка оставалась неподвижной перед собственным отражением в зеркальце, подвешенном над кроватью. Ее живот пронзил металлический стержень, позвоночник был поврежден, а несколько костей были сломаны. В больнице она научилась рисовать и практиковалась в автопортрете. Фрида перенесла в общей сложности 32 операции. Ее творчество несет на себе клеймо сломанного тела инвалида. Болезнь побудила художницу исследовать идеи феминизма и женственности. Большую часть жизни Фриде пришлось носить гипсовые корсеты. Украшая их замысловатыми узорами, она превращала их в произведения искусства. Подобно ее картинам, корсеты часто украшались изображениями тигров, обезьян, птиц. Сегодня они хранятся в ее доме, превращенном в музей, и напоминают об уникальном характере Фриды Кало.