Версия для слабовидящих


10 художников с ограниченными возможностями, которые поразили мир

Искусство и инвалидность – отнюдь не исключающие друг друга понятия. В искусстве норма исчезает, а если норма исчезает, исчезают и ограничения. Творчество дарит доступ в мир вне тела, указывает путь к духовному исцелению.

Если обратиться к истории мировой живописи, то некоторые великие художники, чьи произведения сегодня представлены в выдающихся музейных коллекциях и продаются на аукционах за миллионы долларов, страдали физическим или ментальным недугом. Их работы стали свидетельством полета их гения и чистой свободы духа без комплексов и запретов. Особенности своего развития они превратили в художественную практику для выражения своей поэтической Вселенной.

Перед вами десять уникальных историй борьбы и преодоления, признания и исполнения мечты; десять великих авторов-инвалидов, которые превозмогли болезнь и внесли уникальный вклад в историю мирового искусства.

ПЬЕТРО ДОМЕНИКО ОЛИВЕРО

1679 – 1755

Пьетро Доменико Оливеро родился в Турине в 1679 году. Из-за врожденного вывиха бедер ходьба будет крайне болезненной на протяжении всей его жизни. Несмотря на жизнь с ограниченными возможностями и бедственное финансовое положение, Пьетро Доменико не унывал. С юных лет он был умен и внимателен. Первые платежные документы за художественные работы, выполненные для герцога, а затем и короля Савойи Витторио Амедео II, датируются 1712 годом. Высоко оцененный двором и савойской знатью, художник активно писал туринское общество эпохи Возрождения, оставив драгоценные свидетельства пьемонтской жизни своего времени. Одним из его первых коллекционеров был Пьетро Меллареде, министр внутренних дел Витторио Амедео II, которому принадлежало 15 его картин.


МАРТИН ФЕРСТАППЕН

1773 – 1853
Ферстаппен родился в Антверпене в 1773 году с атрофированной правой рукой. Он должен был научиться писать левой рукой и, несмотря на физический недостаток, добился больших успехов в начале XVIII века в жанре пейзажа. Его полотна, выполненные в классическом стиле, ценились за хорошее чувство гармонии, цвета и воздушной перспективы.

ЛУИ ЖОЗЕФ СЕЗАР ДЮКОРНЕ

1806 – 1856

Дюкорне появился на свет в семье бедняков в Лилле в 1806 году. Редкое генетическое заболевание, теперь известное как фокомелия, привело к тому, что у Луи не было ни рук, ни бедер, а на правой ступне – всего четыре пальца. Еще ребенком он подбирал с пола кусочки древесного угля пальцами ног и рисовал. При поддержке муниципалитета Лилля его отправили в Париж, где он учился под руководством Гийома Гийона-Летьера и Франсуа Жерара и получал государственную пенсию. На протяжении своей карьеры Дюкорне выполнял многочисленные заказы, в том числе от короля Франции Людовика XVIII, и был высоко отмечен современниками.


НАРЦИСС ВИРДЖИЛИО ДИАС ДЕ ЛА ПЕНА

1807 – 1876
Диас родился в семье испанцев, но после ранней смерти родителей был воспитан протестантским священником неподалеку от Парижа. В тринадцать лет инфекция, вызванная укусом насекомого или змеи, потребовала ампутации левой ноги. Поэзия Виктора Гюго и живопись Делакруа вызвали у него восторженное подражание. Его собственные ранние работы состояли из стилизованных романтических «фантазийных картинок» – одалиск, купальщиц, эротической мифологии, сентиментальных идиллий. Он был близок к школе Барбизона, увлечен пейзажами, одним из первых открыл завоевания импрессионизма и вызывал восхищение, в частности, Ван Гога.

КЛОД МОНЕ

1840 – 1926
Французский художник-импрессионист страдал прогрессирующим ухудшением зрения с 27 лет. Помутнение хрусталика (ядерный склероз), серьезное заболевание катаракты, привело к отчетливому нарушению цветовосприятия. Художник адаптировал свой рабочий процесс к своему зрению, и большую часть времени задавал тон наугад, полагаясь только на этикетки на тюбиках с краской. По поводу зрения Клода лучше всего выразился близкий товарищ Поль Сезанн: «Моне – это просто глаз, но, Боже, что за глаз!». В 1926 году, перед своей смертью, Моне пребывал в полумраке, проходя лечение горячими компрессами и каплями атропина. Последние холсты представляли собой буйство красных и желтых и стали предвестниками сюрреализма и абстрактного искусства. В 2006 году профессор офтальмологии Майкл Мармор из Медицинского центра Стэнфордского университета попытался при помощи фильтров отобразить на компьютере то, как художник видел окружающий мир. Так, смоделировав изображение пруда с кувшинками возле дома Моне в Живерни, он увидел его таким же размытым, как сам художник.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

1853 – 1890
Художник, известный своей борьбой за психическое здоровье, был далек от взгляда на жизнь через розовые очки. Обостренное чувство желтого цвета было вызвано состоянием, называемым ксантопсией, – дефектом зрения, из-за которого больной видит больше цветов желтого спектра. Чрезмерное потребление абсента, злоупотребление сантонином и дигитоксином, лекарствами, прописанными его врачом, доктором Полем Фердинандом Гаше для лечения приступов эпилепсии, способствовали развитию этого состояния. Ван Гог сумел использовать свой физический недостаток, сделав свое видение источником шедевров.

АРИ РЕНАН

1857 – 1900
Ари, сын историка Эрнеста Ренана, внук художника Генри Шеффера, родился в 1857 году. К концу второго года у Ари диагностировали туберкулез костей и суставов (болезнь Потта). Искалеченный болезнью, перенесенной в детстве, страдая от физических недостатков (при ходьбе он опирался на трость), Ари Ренан направил свою энергию на созерцание и созидание. С 1891 по 1895 год он совершил путешествия по Европе (Неаполь, Искья, Венеция) и Северной Африке и Ближнему Востоку (Тлемсен в Алжире, Кайруан в Тунисе, Хомс и Хама в Сирии). Искусствовед в Gazette des Beaux-Arts, участник Le Temps, он публикует работы, отчеты о своих путешествиях, стихи на символистскую тему: химеры, рыцари и мечты об Античности. Ренан был одним из вдохновителей Дали и важным художником конца XIX века.

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК

1864 – 1901
Проблема благородных семей: они часто кровнородственны. В раннем возрасте у Анри диагностировали пикнодизостоз. Это редкое заболевание (встречается в 1-1,7 случаях на 1 млн населения) влияет на развитие костей: при нормальном формировании туловища, конечности остаются сверхкороткими. Рост Тулуз-Лотрека едва достиг 1 м 52 см, со временем у него отвисла нижняя губа, стала течь слюна, речь сделалась непонятной и отрывистой, усугубилась шепелявость. Молодой человек мужественно переносил болезнь, компенсируя недостатки внешности самоиронией и образованностью. Тулуз-Лотрек обосновался на Монмартре в 1884 году и писал суматошную жизнь конца XIX века: Мулен-Руж, кабаре и бордели, танцовщицы и циркачи даровали ощущение нескончаемой феерии. Одна из легкомысленных натурщиц художника заразила его сифилисом, он умер всего в 36 лет. Несмотря на то, что Анри прожил короткую жизнь, он оставил после себя сотни картин, рисунков, литографий и плакатов. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. 

АДЕЛИНА ЭМЕ РАПЕН

1868 – 1956

Швейцарская художница, родившаяся без рук в 1868 году, Эме Рапен создала 4000 портретов, многие из которых были приобретены музеями Лондона, Берлина, Монреаля. Несмотря на инвалидность, она стремилась к тому, чтобы в своей жизни быть максимально независимой, умело пользуясь ногами. Эме Рапен всегда была удивительно сильной, оптимистичной, веселой и щедрой личностью с невероятным чувством юмора. Она говорила, что единственное, что ее беспокоит, – это необходимость всегда носить пелерину. Девушку с ограниченными возможностями никогда не останавливали никакие трудности: она путешествовала в Италию, Испанию, Голландию, даже в Марокко и Тунис. Художница выполняла многочисленные заказы из Парижа и Лондона, поощряемые ее большим другом, армянским пианистом и композитором Стефаном Эльмасом. Известный французский искусствовед Пьер Ти охарактеризовал стиль живописи Рапен как «верленовский». Знаменитые французские актрисы Реджан и Сара Бернар желали, чтобы их портреты были написаны Эме. Рапен усердно работала до конца своей жизни и скончалась 8 мая 1956 года в Женеве в возрасте 88 лет.


ФРИДА КАЛО

1907 – 1954

Сможете ли вы превратить свою жизнь в произведение искусства? Как резюмировал близкий друг мексиканской художницы Фриды Кало, писатель Андрес Хенестроса, «она всю жизнь умирала». И в чем-то он был прав: трудно найти художника, на творчество и жизнь которого так повлияли физические страдания. В детстве Фрида болела полиомиелитом: одна ступня осталась детского размера, нога не развивалась нормально. Она хромала, и ее прозвали «искалеченная Фрида». Затем, в 1925 году, когда ей было 18 лет, она попала в серьезную автобусную аварию. Несколько месяцев девушка оставалась неподвижной перед собственным отражением в зеркальце, подвешенном над кроватью. Ее живот пронзил металлический стержень, позвоночник был поврежден, а несколько костей были сломаны. В больнице она научилась рисовать и практиковалась в автопортрете. Фрида перенесла в общей сложности 32 операции. Ее творчество несет на себе клеймо сломанного тела инвалида. Болезнь побудила художницу исследовать идеи феминизма и женственности. Большую часть жизни Фриде пришлось носить гипсовые корсеты. Украшая их замысловатыми узорами, она превращала их в произведения искусства. Подобно ее картинам, корсеты часто украшались изображениями тигров, обезьян, птиц. Сегодня они хранятся в ее доме, превращенном в музей, и напоминают об уникальном характере Фриды Кало.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932