Версия для слабовидящих

ИНТЕРНЕТ-МОСТ «МОСКВА – НОВОЧЕРКАССК»

В Российской Федерации насчитывается порядка 700 тысяч детей-инвалидов. Многие из них, не-смотря на ограниченные возможности здоровья, не только получают общее среднее образование, но хотят и могут работать.

Журнал «Я – МОГУ!» уже уделял внимание профобразованию инвалидов, освещал конкурс «ИнваПрофи», однако обстоятельно поговорить о проблемах этого направления удалось только сейчас.

Соединив интернет-мостом Москву и Новочеркасск, мы устроили обмен мнениями между редакцией, ведущим советником Отдела методического обеспечения деятельности органов государственной власти по выполнению международно-правовых актов в сфере социальной защиты инвалидов Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – кандидатом педагогических наук Светланой Николаевной Шиловой и директором Новочеркасского технологического техникума-интерната, председателем учебно-методического объединения Федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Еленой Викторовной Гарбузовой.

Минтруд России создает дополнительные условия для дальнейшего профессионального роста учащихся с ОВЗ путем заключения соглашений о сотрудничестве с целым рядом вузов: Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, Московским государственным гуманитарно-экономическим университетом, Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Российским государственным социальным университетом, Российским государственным университетом социальных технологий, а также платформой «Мобильное электронное образование».
Министр Департамента труда и соцзащиты населения столицы Евгений Петрович Стружак

Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, зачем было создано методическое объединение и в чем заключается суть его деятельности?

СВЕТЛАНА ШИЛОВА: Учебно-методическое объединение федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, было создано в 2018 году, чтобы развивать работу учреждений, в которых имеются специальные условия получения образования исключительно для обучающихся инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Главные задачи объединения: методическое обеспечение реализации образовательных стандартов, индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов, координация деятельности учреждений и обеспечение качества и развития содержания профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

В рамках своей деятельности объединение развивает систему социального партнерства и взаимодействия, и сегодня в его составе не только учреждения Минтруда России, но и ведущие инклюзивные вузы, научные организации, образовательно-реабилитационные учреждения для инвалидов регионального подчинения.

Раньше таких федеральных учреждений было более 40, но в связи с реорганизацией осталось всего 11. Однако благодаря объединению нам удается создать расширенный вариант сообщества за счет подключения к работе учреждений регионального уровня (Челябинск, Воронеж, Калуга, Ессентуки, Саратов, Советск Калининградской области, Якутск, Иркутск и др.) – образовательно-реабилитационных центров для инвалидов, которые продолжают реализовывать программы профессионального обучения для инвалидов.

Богатейший опыт работы и современные технологии демонстрируют многие из региональных организаций, среди передовых учреждений стоит отметить воронежские «Семь Ступеней» (материал про Центр комплексной реабилитации инвалидов «Семь Ступеней» читайте на стр. 58. – Прим. ред.).

Тонкость работы специализированных образовательных учреждений для инвалидов заключается в деятельности на стыке реализации Федерального закона «Об образовании» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В связи с этим дуализмом задач на стыке двух законов создание учебно-методического объединения было важным шагом, призванным помочь координировать работу по разным направлениям.

Ну и, сверх того, существует задача разнообразить и насыщать жизнь как педагогических работников, так и студентов такими событиями, которые могли бы дать возможность профессионального общения, обмена эффективным опытом работы, украсить образовательно-реабилитационный процесс.

Получается, что благодаря обобщению и распространению через учебно-методическое объединение самого лучшего отечественного опыта специализированных образовательных организаций для инвалидов наше профессиональное сообщество предоставляет выбор для абитуриентов и родителей именно в части специализированного профобразования в учреждениях, которые входят в объединение наряду с возможностью выбора инклюзивных образовательных организаций. Можно с уверенностью утверждать, что наличие специализированных условий (материально-технической базы, кадрового потенциала, образовательных и реабилитационных технологий) для таких категорий, как лица с нарушениями органов слуха и лица с нарушениями органов зрения, а также иных нозологических групп, является преимуществом специализированных образовательных учреждений.

Министр Департамента труда и соцзащиты населения столицы Евгений Петрович Стружак
История Новочеркасского технологического техникума-интерната (НТТИ) насчитывает уже более 100 лет. Сначала здесь обучались инвалиды Первой мировой и гражданской войн, потом – пострадавшие на фронтах Великой Отечественной,
а с осени 1958-го путевку во взрослую жизнь стали получать люди с ОВЗ. Основы нынешних успехов НТТИ заложил заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Новочеркасска Виктор Павлович Фатеев: под его руководством были разработаны уникальные программы медицинской
и психологической реабилитации учащихся, созданы новые методики
и технологии обучения. Его дело успешно развивает Елена Викторовна Гарбузова, возглавляющая техникум
с 2012 года. В НТТИ учатся ребята со всех концов России, а профессиональные, творческие, преданные своему делу специалисты делают все возможное, чтобы ребята чувствовали себя здесь максимально комфортно.

ЕЛЕНА ГАРБУЗОВА: В центре внимания всех учреждений Минтруда России – обучающийся с инвалидностью, которому мы стараемся обеспечить индивидуальный подход. Нам необходимо четко понимать, какие условия необходимо создать каждому ребенку. Наше объединение было создано для того, чтобы влиять на все внутренние процессы, осуществлять внутриведомственное взаимодействие, а также решать актуальные вопросы на межведомственном уровне.

Различные нозологии диктуют состав работников наших учреждений. Тут есть и медики различных специальностей, и такие узкие специалисты, как сурдопереводчики, тифлопедагоги например.

Всех участников расширенного состава объединения консолидирует Концепция развития и План межведомственного взаимодействия. План предполагает при учредителе – Минтруде России разработку и реализацию учебно-методическим объединением крупных проектов: это и создание федеральной интеграционной платформы «Лига Профи» как образовательного ресурса непрерывного образования для обучающихся с инвалидностью и педагогических работников; Всероссийский конкурс профессионального мастерства «ИнваПрофи» среди педагогических работников организаций для инвалидов и лиц с ОВЗ, который призван тиражировать самые эффективные практики; проведение таких ведомственных мероприятий, как Фестиваль паралимпийского спорта в Михайловском экономическом колледже-интернате (Рязанская область), Молодежный форум «Стремление», уже проведенный на площадках Новочеркасского технологического техникума-интерната (Ростовская область) в 2022 году и Калачевского техникума-интерната в 2023 году (Волгоградская область), а в этом году эстафету проведения форума принимает в сентябре Оренбургский государственный экономический колледж-интернат.

Значимыми мероприятиями стали также и Международный конкурс незрячих исполнителей на площадке Курского музыкального колледжа-интерната слепых, и Конкурс профессионального мастерства «Педагог года» среди педагогических работников организаций – участников объединения на базе Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха (колледжа) (г. Павловск, г. Санкт-Петербург). Эти мероприятия демонстрируют мастерство работников и обучающихся с конкретными нозологическими группами.

 

Ваши заведения интересны еще и с точки зрения инклюзии. Могу сказать на примере колледжа в городе Михайлове, где с инвалидами учится примерно треть нормотипичных ребят. И они получают там такую прививку доброты и толерантности, которая сохраняется на всю жизнь и будет передаваться по наследству…

С.Ш.: Да, правилами не ограничены возможности коммерческого обучения в наших заведениях, и такая инклюзия вполне приемлема на уровне среднего профессионального и высшего образования. Но когда мы говорим о школах или детских садах, то это не совсем приемлемо. Дети школьного и дошкольного возраста еще не могут воспринимать инвалидность адекватно, у них еще полностью не сформировано осознанное мировоззрение. И поэтому зачастую родители детей-инвалидов предпочитают переводить своих детей на домашнее обучение.

 

Как формируется список профессий, которые доступны для обучения в ваших заведениях? Успеваете ли вы корректировать его с учетом быстро меняющейся реальности, быть мобильными?

С.Ш.: В каждом учреждении у нас обучается примерно около 100 ребят с инвалидностью, и мы должны представить те профессии и специальности, которые полностью отвечают потребностям работодателей конкретного субъекта Российской Федерации или федерального округа. К сожалению, имеющиеся мощности не позволяют удовлетворить весь многоликий спрос. Материально-техническая база довольно статична. Но, несмотря на это, учреждения развиваются в рамках имеющихся возможностей.

Вот, например, оператор швейного производства. Для того чтобы подготовить специалиста, мы должны оснастить учреждение специальным оборудованием, которое рассчитано не на год и не на два, а на длительный срок. Значит, все эти годы мы будем выпускать специалистов по этой профессии. По нынешним меркам ребята должны сдавать экзамены в форме демонстрационного экзамена, это предусматривает практически производственный цикл в стенах учебного заведения. Я считаю, что мобильность в среднем образовании означает сегодня быть «в онлайне» с работодателями. И для этого мы планируем на интеграционную площадку «Лига Профи» подключить наших социальных партнеров – работодателей, которые сейчас являются мощными базами производственной и преддипломной практики, осуществляя вместе с колледжами практическую подготовку специалистов, и которые готовы принимать на работу инвалидов по заявленным специальностям.

Конечно, образование должно ориентироваться на потребности того или иного региона в зависимости от происходящих там социально-экономических процессов.

Проблематика нашей системы состоит в том, что качество остаточных школьных знаний абитуриентов зачастую оставляет желать лучшего. А для нас качество знаний – это залог успеха, это фундамент, на котором строится вся работа, нацеленная на конечный результат – эффективное трудоустройство и занятость выпускника.

Как правило, с лучшим уровнем школьных знаний приходят в колледжи и техникумы нашей системы выпускники специальных школ или школ-интернатов (ранее они именовались коррекционными школами). Именно в таких школах с ребятами системно работали специалисты, сумевшие базово подготовить их к усвоению материала, профессионалы, знающие приемы и технологии обучения и воспитания детей с инвалидностью и ОВЗ.

Огромную индивидуальную работу проделывают педагоги, психологи, медики, другие специалисты через Совет по реабилитации, Медико-психолого-педагогический консилиум, чтобы увидеть реабилитационный потенциал и тот самый остаточный уровень школьных знаний – и через реализацию индивидуальной программы реабилитации и абилитации суметь построить индивидуальный маршрут комплексной реабилитации, включающий профессиональное образование и все виды реабилитационного сопровождения.

И, как правило, на выходе мы имеем очень хороший результат – качественно подготовленные специалисты.

Е.Г.: Помимо уровня знаний, еще одна животрепещущая тема – это трудоустройство. Здесь проблема в первую очередь связана с нежеланием или невозможностью некоторых работодателей создавать специальные условия труда для людей с ограниченными возможностями здоровья. Крупные предприятия, особенно государственного и регионального масштабов, имеют собственные программы по трудоустройству инвалидов, но чем мельче компания, тем выше ее уровень сопротивления созданию специальных рабочих мест для инвалидов. Работник с инвалидностью, к сожалению, не всегда соответствует ожиданиям работодателя, которому нужно, чтобы человек работал по 9–12 часов на потоке. Инвалид этого не может в силу своего заболевания. Наиболее регулярный приток наших выпускников нам удалось организовать на предприятия, которые являются базовыми для преддипломной практики ребят.

Эффективная занятость и перспективная трудовая ниша открывается для наших выпускников в случае поступления в вуз. Большая доля наших выпускников переходит в высшее образование, и это свидетельствует о высоком уровне подготовки, который позволяет продолжать образование на ступень выше.

С.Ш.: Представители нашего профессионального сообщества – активные пользователи перспективной интернет-платформы «Работа в России» (ФГИС «Работа в России»). С ее помощью планируется как прием ребят в образовательные организации, так и направление их на практику. Здесь важно решение финансирования расходов, чтобы обеспечить проезд и проживание ребят к месту прохождения практики, иные компенсационные выплаты. Также эта платформа открывает возможности целевого обучения и трудоустройства.

Мы работаем над запуском платформ, которые могли бы помочь работодателям и специалистам с инвалидностью найти друг друга – например, интерактивной площадки «Лига Профи». В каждом регионе известны работодатели, которые не отказываются принимать инвалидов, и мы планируем подключить их в нашу систему для того, чтобы ребята, во-первых, понимали, куда они могут устроиться и какие специалисты там востребованы, и, во-вторых, могли бы напрямую наладить контакты с ними.

Е.Г.: Для профессионального обсуждения и решения всех этих вопросов и создано наше учебно-методическое объединение. С целью адресного информирования о системе образовательных учреждений Минтруда России разработан и направлен во все органы медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации «Навигатор для информирования потенциальных абитуриентов о специализированных образовательных учреждениях».

В части цифровой трансформации начато создание технопарков на базе наших учебных заведений с возможностями для потенциальных абитуриентов и нынешних студентов заниматься техническим творчеством по направлениям: оператор БПЛА, промышленная робототехника, VR-реальность и т.д.

Большие надежды возлагаем на платформу «Лига Профи», которая сейчас функционирует как сервис онлайн-курсов для обучающихся в учреждениях Минтруда России. В перспективе «Лига Профи» – это мобильная интеграционная платформа со множеством онлайн-курсов, образовательных программ дополнительного профессионального образования для формирования системы непрерывного профобразования выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ с подключением в работу образовательно-реабилитационных организаций различной ведомственной подчиненности. «Лига Профи» со временем должна стать многопрофильной платформой, которая будет инструментом налаживания обратной связи с работодателями. Таким образом мы сможем идти в ногу с запросами реального производства.

Успехи работников и выпускников наших учреждений заслуживают отдельных публикаций, отметим лишь, что подавляющее большинство наших ребятишек находят себя в профессии, в творчестве, они социально активны и благополучны, а значит, мы не зря трудимся.

С.Ш.: В настоящее время учебно-методическое объединение аккумулирует самый лучший профессиональный опыт по профобразованию и комплексному реабилитационному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ. В наших планах – оформление нормативно-правовым актом статуса «Федеральной площадки образовательно-реабилитационных технологий на базе казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты».

Слева направо: В.Н. Медведев, директор федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Михайловский экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; С.Н. Шилова, ведущий советник Отдела методического обеспечения деятельности органов государственной власти по выполнению международно-правовых актов в сфере социальной защиты инвалидов Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, кандидат педагогических наук; А.В. Вовченко, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации; Е.В. Гарбузова, директор федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Новочеркасский технологический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; В.П. Демидов, заместитель директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, М.Н. Коротких, директор федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Курский музыкальный колледж-интернат слепых» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

В ведении Минтруда России находятся 11 специ-ализированных образовательных учреждений, расположенных в 10 субъектах Российской Фе-дерации (Ростовская, Волгоградская, Курская, Рязанская, Ивановская, Ленинградская, Кеме-ровская, Оренбургская области, Пермский край и г. Санкт-Петербург).
Целью развития системы специализирован-ных образовательных учреждений является обеспечение доступного профессионального образования для лиц с особыми образователь-ными потребностями (дети-инвалиды, инвали-ды детства, инвалиды I, II, III групп, лица с ОВЗ) на основе комплексного образовательно-реа-билитационного подхода для успешной трудо-вой интеграции выпускника.
Отличительным преимуществом специа-лизированных образовательных учреждений является интегрированная в образовательный процесс профессиональная реабилитация в комплексе с мероприятиями по медицинской и социальной реабилитации.
В учреждениях создана доступная среда, современная образовательная среда, модер-низированная материально-техническая база, медицинские службы, центры творческой реабилитации, технопарки, спортивные ком-плексы, комнаты психологической разгрузки, комфортные общежития с учетом условий адаптации для маломобильных групп населе-ния, столовые.
В учреждениях бесплатно для инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются обучение, про-живание, питание, реабилитационное сопро-вождение, медицинская помощь, творческая и спортивная реабилитация.


  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932