Версия для слабовидящих


Под парусом надежды

О многолетней практике работы Автономного учреждения Воронежской области «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» поделилась его директор Ирина Валерьевна Петрова.

Центр «Парус надежды» – одна из первых организаций в РФ, реализующая концепцию междисциплинарной комплексной реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семьям, направленной на социализацию и интеграцию детей в общество. Учреждение имеет статус многопрофильного реабилитационного центра расширенного уровня государственной системы социальной защиты населения. В нашей работе главный результат – улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития. Самая большая радость для сотрудников Центра – когда ребенок после реабилитации может посещать детский сад, школу, заниматься спортом и творчеством.

Центр расположен на площади более 9000 кв. м, имеет 4 корпуса, оснащенных уникальным высокотехнологичным реабилитационным и медицинским оборудованием

Мы работаем с детьми с большим спектром нарушений в развитии. Многолетняя практика показывает, что особенности развития ребенка – это серьезные трудности для его родных и близких, поэтому перед специалистами Центра стоит сложная задача – нормализовать атмосферу в семье через деликатную работу не только с ребенком, но и с каждым членом семьи. Процесс этот длительный, трудоемкий, требующий командного подхода.

Приоритетными направлениями нашей работы являются родительские программы:

  • программа ранней помощи, направленная на максимально раннюю помощь семьям с детьми от 0 до 3 лет путем проведения ранней реабилитационной/абилитационной работы с ребенком и его родителями (оказывается в том числе и в дистанционном формате);
  • семейные программы, очно и дистанционно дающие возможность профессионального сопровождения родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями: «Ранняя пташка» – для семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), «9 шагов»
  • повышение родительских компетенций в семьях с детьми с особенностями развития.

В Центре для каждого ребенка составляется особый маршрут, учитывающий его потребности и направленный на гармонизацию жизни семьи. Особенность работы нашего учреждения в том, что здесь объединяются усилия врачей, педагогов, специалистов адаптивной физкультуры, практиков восстановительных и абилитационных технологий и социальной реабилитации.

53

Важной частью реабилитационного процесса является психолого-педагогическая, коррекционная и воспитательная работа, которая проводится индивидуально и в малых группах. Педагогические кабинеты оборудованы для проведения занятий разными видами продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация. Имеются необходимые материалы и пособия для работы. Есть зоны, предназначенные для развития игровой деятельности детей, проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр, есть игрушки, пробуждающие интерес детей к игре, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, строительные конструкторы, мягкие модули.

Дети занимаются индивидуально и в группах в присутствии родителей. Занятия строятся на основе направления врача-невролога или психиатра, определяются цели, задачи и содержание работы с каждым ребенком на период реабилитации в сфере когнитивного, социального и физического развития, формирования продуктивной и игровой деятельности.

В кабинетах психолого-педагогической реабилитации психологи, дефектологи и логопеды активизируют компенсаторные способности ребенка, в игровой форме вырабатывают учебные и трудовые навыки, развивают моторику и координацию, работают с речью. Специалисты применяют элементы прикладного анализа поведения, сенсорной интеграции, арт-терапии, вокалотерапии, методов альтернативной коммуникации, в том числе с использованием карточек PECS; изучают, адаптируют и регулярно внедряют в работу самые новые и актуальные нейропсихологические подходы в помощи детям и их семьям, эффективные технологии, современное инновационное оборудование. Используется компьютеризированная система когнитивной терапии RehaCom, применяется «Умное зеркало» ArtikMe, специальные обучающие пособия и методики для опоры на визуальные и тактильные анализаторы (Нумикон, доска Бильгоу).

Любимое место детей и взрослых – сенсорный сад, оборудованный во дворе Центра. Здесь дети могут походить босиком по разным поверхностям: крупной гальке, дереву, песку. Могут потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус выращенные для этих целей растения.

Открытые спортивная и игровая площадки служат для проведения спартакиад, коллективных мероприятий и игр.

101

Нам важно, чтобы каждый ребенок с особенностями развития научился коммуникации, смог приспособиться к жизни в обществе. Для этого работают детско-родительские группы для детей дошкольного возраста, группы развития личности при подготовке к поступлению в детский сад и школу, в которых дети не только узнают много интересного и полезного, но и учатся дружить между собой.

Большая помощь родителям – группы дневного пребывания. Когда дети посещают групповые педагогические, музыкальные, игровые занятия, занятия по изобразительному искусству и формированию трудовых навыков в режиме кратковременного пребывания в Центре (несколько часов), у родителей есть время для передышки, отдыха или решения важных семейных задач.

Группа психолого-педагогической поддержки и эмоциональной разгрузки для родителей помогает получить ответы на волнующие каждого вопросы о развитии ребенка и внутрисемейных отношениях, а также получить эмоциональную разгрузку, занимаясь арт-терапией и творческой деятельностью.

В нашем Центре созданы прекрасные условия для развития и реализации личных способностей каждого ребенка. Специалисты творческой реабилитации и арт-терапии предлагают детям почувствовать себя музыкантами, художниками и скульпторами. Работа с красками, пластилином раскрывает их природные способности, а кроме того, помогает в приобретении необходимых навыков. В кабинете народного творчества дети знакомятся с гончарным кругом. Лепка из глины – увлекательный процесс. Важно, что ребенок делает что-то своими руками, пусть и с помощью педагога, который всегда выручит в затруднительной ситуации.

В кабинете трудовой адаптации и предпрофессиональной подготовки с ребятами занимаются шитьем, бисероплетением; с помощью специального приспособления дети обучаются лозоплетению. С теми, кто постарше, мастерят и выжигают по дереву. Дети выполняют посильную работу, а между делом общаются со специалистом и друг с другом, разговаривают, делятся эмоциями.

90

Помочь каждому ребенку с особыми потребностями преодолеть трудности, связанные с бытовыми навыками, обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, выстраивать социальные связи вне семьи – в Центре работают программы по развитию бытовых умений. В кабинете социально-бытовой адаптации детей учат умываться, чистить зубы, зашнуровывать ботинки, помогать маме в домашней работе. Действуют ресурсные детско-родительские группы.

С подростками занятия проходят в обстановке, максимально приближенной к домашней, с использованием современного оборудования, материалов, методов, в том числе в условиях тренировочной социальной квартиры по программе «Кулинарно-творческая мастерская «Ступени». Здесь ребят учат готовить блюда повседневной кухни, гладить одежду, ухаживать за комнатными растениями. Подросткам очень нравится печь блины, готовить салаты, накрывать на стол, вместе проводить с интересом свободное время.

Созданный психиатром и психологом клуб общения для подростков «Планета Земля» помогает преодолеть трудности в адаптации среди сверстников, учит находить друзей и разделять совместные интересы. Важна поддержка родителей при проведении занятий. Они, в свою очередь, учатся эффективно общаться со своими повзрослевшими детьми, понимать и принимать их особенности. Вместе с родителями и педагогами ребята посещают занятия в Центре, ходят в кино, кафе, на экскурсии.

Сделать жизнь ребенка с особыми потребностями яркой, наполненной положительными эмоциями помогают созданные в Центре детские творческие музыкальные коллективы и театральные студии. Дети достигают значительных результатов – побеждают в конкурсах, принимают участие в творческих фестивалях в разных городах Российской Федерации. На протяжении многих лет в Центре работает социокультурная программа «Воспитание чувств». Организуются посещения музеев, экскурсий, театров, кинозалов.

Ребенок с ОВЗ может получить в Центре социально-медицинские услуги, а также дети с ментальными нарушениями и РАС – при наличии сопутствующей патологии – медицинский курс реабилитации, соответствующий заболеванию.

26

Важной, эффективной и интересной формой реабилитации детей с ОВЗ является вовлечение их в занятия физкультурой и спортом. Это открывает перед ребенком новые горизонты, учит стойкости и выносливости, собранности, целеустремленности и дисциплине, достижению поставленных целей, умению радоваться жизни, преодолевать страхи. Организуются спортивные мероприятия: праздники, соревнования, парафесты. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется бассейн, лечебная верховая езда – иппотерапия. Также широко применяется терапия физической активностью по методике Дэвида Геслака.

Зачастую многие родители не имеют достаточной правовой осведомленности. Юридические вопросы кажутся им неразрешимыми. В нашем Центре семьи могут обратиться за социально-правовой помощью, которая осуществляется с целью ознакомления семей с льготами и гарантированными социальными услугами. Квалифицированная юридическая помощь способствует повышению компетентности родителей по вопросам образования их детей и другим интересующим вопросам.

Наш опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающих их семей изучают специалисты других регионов России. Так, с 2017 года «Парус надежды» является профессиональной стажировочной площадкой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по направлению «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра». Более 400 специалистов из 15 регионов изучили опыт работы Центра.

Ирина Валерьевна, ваш Центр уникален, а какой вы видите перспективу его развития?

За последние пять лет произошли структурные и инновационные изменения. В Центре мы внедряем современные и эффективные проекты и программы реабилитации детей с особыми потребностями, поддерживаем взаимодействие с социально ориентированными фондами и родительскими ассоциациями. Активно применяем технологии бережливого производства, позволяющие реализовать проекты при поддержке «Росатома» и Правительства Воронежской области, направленные на повышение эффективности оказания помощи детям и их семьям.

С 1 июля 2023 года реализуется инновационный социальный проект «Под Парусом надежды» при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и начинает работу специализированная социальная служба «Домашний микрореабилитационный центр». Работа службы позволит междисциплинарной команде квалифицированных специалистов: медицинских, педагогических и социальных работников совместно с родителями осуществлять непрерывную комплексную реабилитацию и/или абилитацию ребенка. Мы не остановимся на этих проектах. У нас отличная команда профессионалов, стараемся разрабатывать и внедрять новые программы реабилитации с учетом имеющихся наработок и опыта, запросов наших клиентов.

110

Уже на протяжении 27 лет Центр оказывает помощь семьям с особенными детьми, есть ли положительные примеры?

Вы правы, за 27 лет работы Центра помощь получили порядка 12 600 семей с детьми, и, конечно же, есть примеры положительной динамики, которой можно добиться только совместными усилиями родителей и детей и кропотливой работой специалистов. В качестве примера можно рассказать о работе талантливого педагога-психолога Галины Геннадиевны Шевцовой.

Работая в Центре более 10 лет, Галина Геннадиевна прошла трудовой путь от молодого специалиста до опытнейшего специалиста широкого профиля. Она постоянно стремится к повышению профессионального уровня, занимается самообразованием, регулярно участвует в различных семинарах и конференциях, посещает тематические мероприятия, тренинги. За годы работы получила дипломы арт-терапевта, клинического психолога, логопеда.

Галина Геннадиевна проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, в том числе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Основные направления ее деятельности: диагностика, консультирование и коррекция детей с особенностями развития методами арт-терапии, песочной терапии и нейропсихологии. Использует в своей работе как классические, так и самые передовые и инновационные подходы и методы. Проводит занятия кружка «Арт-терапия для детей с особенностями развития», целью которого является обеспечение максимально возможного уровня социально-бытовой адаптации и готовности детей, в том числе с РАС, к интеграции в дошкольное образовательное учреждение, специализированную или общеобразовательную школу.

Галина Геннадиевна распространяет и передает опыт работы профессиональному сообществу, студентам, принимает активное участие в подготовке и проведении семинаров и конференций, а также других значимых мероприятий. Ее успеху в работе способствуют такие качества, как порядочность, честность, бескорыстие, целеустремленность, доброта, наблюдательность, милосердие.

Ирина Валерьевна, расскажите, как вы подбираете в команду единомышленников?

Своими достижениями и авторитетом в деле реабилитации детей с ОВЗ Центр во многом обязан профессионализму и любви к своему делу наших сотрудников. Сейчас трудится 328 сотрудников, есть специалисты, которые работают в Центре с его открытия, много молодых специалистов, среди которых 136 педагогических работников, 21 врач-специалист, включая заведующих медицинскими отделениями, 55 работников среднего медицинского персонала, 17 специалистов по социальной работе, имеющих высшую и первую квалификационную категории. В штате Центра 2 специалиста с ученой степенью.

Многие занимаются научной деятельностью, разрабатывают новые методики и применяют их в работе. Участвуют в различных всероссийских, межрегиональных и международных конкурсах профессионального мастерства. Становятся победителями, номинантами и лауреатами. Деятельность Центра неоднократно отмечена на инклюзивном форуме «Новые возможности социальной и трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья», Всероссийском форуме «Вместе – ради детей!», Всероссийском фестивале-конкурсе для людей с ОВЗ «Мы вместе!» с международным участием, конкурсе на присуждение премии общественно-государственного признания «Добронежец» и многих других.

Работая в сфере социальной защиты уже более 27 лет, могу с уверенностью сказать, что посторонних людей в нашей отрасли не бывает, люди с особыми качествами – открытыми сердцами, умением сопереживать – постоянно готовы прийти на помощь людям.

 

4
Галина Геннадиевна, расскажите об успешном, на ваш взгляд, опыте работы с семьей ребенка с особыми потребностями?

С одной семьей я работаю с 2015 года. Изначально у Дани были значительные сложности с удержанием направленного внимания, он не умел играть вместе, не имитировал простые действия за педагогом, речи не было совсем, жеста «дай», указательного жеста тоже не было, были моторные и поведенческие трудности, слабый кистевой и пальцевой праксис, был тревожным ко всему новому.

Даня посещал и групповые, и индивидуальные занятия, на которые был больший упор. Сначала он занимался вместе с мамой, но позже уже самостоятельно выполнял задания. Даже во время карантина с Даней удавалось проводить занятия дистанционно, в чем, конечно, большая заслуга его мамы Марины, которая очень поддерживает сына и всегда выступает командой с педагогом, чтобы помощь Дане оказывалась непрерывно.

Сейчас Дане 11 лет. Он посещает коррекционную школу, у него появились отдельные, направленные звуки, короткие слова, он стал более эмоциональным, перестал бояться новых игрушек, стал наблюдать и пытаться играть с другими детьми. Даня пытается обводить и закрашивать, движения рук стали более четкими, он стал более мотивированным к занятиям и урокам. Да, трудности еще остались, но тот путь, который мы вместе прошли с Даней и его мамой, огромен, о чем говорят его маленькие, но важные шаги только вперед!

Попали мы с сыном в Центр практически в самом начале пути нашей долгой реабилитации, и я сразу же поняла, что это место, где на самом деле хотят и помогают преодолевать нелегкий путь детям с определенными физическими и интеллектуальными нарушениями. Когда мы только пришли в «Парус», сыну было почти два года, он еще не ходил. И особое внимание было уделено этому моменту, было много медицинской реабилитации: массаж, ЛФК, подводный душ-массаж, физиопроцедуры. Дополнительно шли педагогические занятия для всестороннего и, насколько это возможно, гармоничного развития ребенка. После того как сын начал ходить, упор был сделан на педагогику, так как школа была уже не за горами и нужно было успеть к ней подготовиться. Отдельно хотелось бы отметить тот момент, что с самого начала пути Даньку вел один состав педагогов, которые стали для него настоящими друзьями: психолог, дефектолог, воспитатель (социальный педагог), музыкальный руководитель – специалисты, которые прошли с сыном все самые сложные моменты в развитии, помогали ему преодолеть кризис и трудности.

Сына с «Парусом надежды» связывает практически 11 лет дружбы, можно сказать, что он вырос в его стенах, и на протяжении всего этого долгого пути специалисты Центра оказывали помощь не только ему, но и мне как матери. Различные консультации, курсы и обучения для того, чтобы я лучше понимала своего ребенка и могла помогать ему гармонично развиваться и социализироваться в обществе. Психологическая поддержка, которую также оказывают сотрудники Центра родителям, бесценна. «Парус надежды» стал для нас вторым домом на определенный период жизни. Сейчас из-за того, что Даня ходит в школу, мы его посещаем реже, порой просто не хватает времени, но я точно знаю, что, несмотря на это, я всегда смогу обратиться за консультацией и получить необходимую помощь и поддержку для себя и своего сына!

Марина, мама Дани

Досье

Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды»

Центр был создан в 1996 году и на протяжении всех лет существования постоянно развивался. Сегодня это уникальный и один из крупнейших в стране центров. Здесь помогают детям с особыми потребностями и их семьям справиться с трудностями и адаптироваться в обществе.

Центр предоставляет социальные услуги в полустационарной форме детям и подросткам от 0 до 18 лет с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам и детям, испытывающим трудности в социальной адаптации, а также членам их семей.

В течение года свыше 2200 детей и подростков получают полный комплекс реабилитационных/абилитационных социальных услуг, среди них – 460 семей с детьми с инвалидностью из отдаленных районов Воронежской области, которым предоставляется социальная гостиница.

Медико-социальная реабилитация является важным аспектом деятельности Центра и включает в себя услуги по следующим направлениям:

  • консультирование и прием врачей (педиатр, невролог, психиатр, физиотерапевт, детский эндокринолог, травматолог-ортопед, врач лечебной физкультуры);
  • физиотерапевтические методы лечения (светотерапия, магнитотерапия, импульсная терапия, ДМВ-терапия, ультрозвуковая терапия, «Корвит» и др.);
  • водолечение (ванны вихревые, подводный душ-массаж);
  • лечебная физкультура (лечебная гимнастика в воде, подводное вытяжение, занятия в зале механотерапии, лечение положением и др.);
  • лечебная физкультура с использованием виброплатформы «Галилео», петлевого комплекса «Экзарта»;
  • эрготерапия, физическая терапия;
  • кинезиотерапия с элементами Войта-терапии;
  • массаж, вибромассаж;
  • применение компьютерных технологий: БОС-тренинги, в том числе HandTutor (коррекция нарушений двигательной функции руки при помощи компьютерных технологий).

  • E-mail:  
    Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
© 2021-2024 «Я – МОГУ!»
Разработка сайта с в Peppers Digital
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ # ФС77-81932